ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2008 года Дело N А07-8833/2003

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Чередниковой М.В., Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии по Республике Башкортостан на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.09.2008 по делу NА07-8833/2003 (судья Искандаров У.С.), при участии: от Ассоциации охотников и рыболовов лесного хозяйства Республики Башкортостан - Чурилкина В.В. (удостоверение N173 от 30.11.1999, паспорт; от Министерства природопользования и экологии Республики Багшкортостан - Егорова Г.В. (доверенность N 13/5523 от 03.10.2008, паспорт), Саитова Р.М. (доверенность N 12/4974 от 11.09.2008, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

специализированный отдел по исполнению особых исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее - заявитель, специализированный отдел по ИОИД УФССП) обратился в арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о замене ответчика по делу NА07-8833/03 - управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по Республике Башкортостан на его процессуального правопреемника - Министерство природопользования, лесных ресурсов и охране окружающей среды Республики Башкортостан, в виду ликвидации на основании Постановления Правительства РФ от 06.12.2004 года N754. С учетом уточненного заявления специализированный отдел по ИОИД УФССП просил заменить ответчика Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по Республике Башкортостан на его процессуального правопреемника - Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01 сентября 2008 года заявление удовлетворено, произведена замена ответчика по делу NА07-8833/03 управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по Республике Башкортостан на его процессуального правопреемника - Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.

Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, не согласившись с определением арбитражного суда первой инстанции о процессуальном правопреемстве, обжаловало его, указав в апелляционной жалобе на то, что суд, не правильно применив норму процессуального права. Полагает, что ликвидация Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по Республике Башкортостан, как юридического лица на основании статей 61- 63 ГК РФ влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Доказательств наличия у Министерства природопользования и экологии РБ материального обязательства перед должником не доказано.

Взыскатель - Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонила доводы жалобы, считая вынесенное судом первой инстанции определение законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель специализированного отдела по ИОИД УФССП не явился.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, что с заявлением от 11.06.2003 в арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась Ассоциация охотников и рыболовов лесного хозяйства Республики Башкортостан с требованием к Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в выдаче долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира и действий по выдаче именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2003 года производство по данному делу было прекращено в связи с урегулированием спора сторонами и утверждено мировое соглашение, 18.08.2003 выдан исполнительный лист.

13.10.2004 года судом выдан дубликат исполнительного листа по делу NА07-8833/03.

18.06.2006 судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Хамидовым Р.М. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N68/4812/2350/8/2008.

Удовлетворяя заявление Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан от 19.06.2008 о замене должника по исполнительному производству, суд первой инстанции исходил из наличия правопреемства между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан и Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по Республике Башкортостан.

Анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства и правоотношения сторон апелляционная инстанция считает, что названные выводы суда первой инстанции являются правильными, судом установлены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 65 АПК РФ и сделан правильный вывод о необходимости удовлетворения заявления о правопреемстве.

При этом арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В порядке, предусмотренном статьей 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 N 1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира» установлено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в порядке, установленном Федеральным законом «О животном мире» в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Положения органом, уполномоченным выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и его территориальные органы - Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных. Таким органом являлось Управления по охране, контролю и регулированию использованию охотничьих животных РБ.

В соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 5.2.3 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, данный орган являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в частности, в сфере использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдает разрешения на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование этими объектами.

Специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, осуществляющим долгосрочное лицензирование деятельности на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, являлась Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, действующая через свои территориальные органы.

Статьей 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ в статью 6 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.95 года N 52-ФЗ внесены изменения, согласно которым Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в том числе и выдачу лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Указом Президента Республики Башкортостан от 24 мая 2006 года NУП-200 утверждено Положение о Министерстве природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, пунктом 3. 61 которого за ним закреплены функции по выдаче лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации были отнесены к данному Министерству.

Далее, Указом Президента Республики Башкортостан от 27 июня 2008 года N УП-288 «О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» Министерство природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан реорганизовано путем его разделения на Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан и Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.

Согласно пункта 3.55 Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденный Указом Президента Республики Башкортостан от 31 июля 2008 года N УП-346, Министерство является региональным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выдаче лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской федерации.

В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте (ч.1 ст. 48 АПК РФ).

Суд первой инстанции правомерно указал, что с перечисленными в приведенной норме обстоятельствами законодатель связывает перемену лиц в гражданско-правовых обязательствах. В административном правоотношении государственный орган участвует не в качестве юридического лица, обладающего определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, а в качестве особого публично-правового образования, наделенного властными полномочиями. Правопреемство между государственными органами определяется предметной и территориальной компетенцией соответствующих публичных образований, а не с передачей в введение каких-то конкретных дел или статусом юридического лица.

На момент вынесения судом определения Арбитражного суда от 16 июля 2003 года по делу N А07-8833/03-А-ИУС о прекращении производства по делу и утверждении мирового соглашения полномочия по выдаче долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, ранее возложенные на Управление по охране, контролю и регулированию использованию охотничьих животных РБ, ныне реализуются Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан.

Следовательно вывод суда о том, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан является правопреемником Управления по охране, контролю и регулированию использованию охотничьих животных РБ в отношении публичных прав и обязанностей в области по выдаче долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, представляется правильным.

При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования о правопреемстве и руководствуясь ст.ст. 48, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынес соответствующее определение.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

П О С Т А Н О В И Л:

определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.09.2008 по делу NА07-8833/2003 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий судья
 В.Ю.Костин

 Судьи
 Е.В. Бояршинова
 М.В. Чередникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка