Недействующий

     

Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ

от 24 января 2014 года N 25

О внесении изменений во Временный порядок разработки сертификационного базиса

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росжелдора от 2 марта 2015 года N 59
____________________________________________________________________


В целях оптимизации положений Временного порядка разработки сертификационного базиса, утвержденного приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 25 сентября 2009 года N 404, и принятия решений по внесению изменений в Нормы безопасности по результатам подконтрольной эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта

приказываю:

1. Утвердить изменения во Временный порядок разработки сертификационного базиса согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальнику Управления инфраструктуры и перевозок Д.В.Шпади в десятидневный срок актуализировать Временный порядок разработки сертификационного базиса с учетом изменений.

И.о. руководителя
В.Ю.Чепец

     

     

Приложение
к приказу
Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 24 января 2014 года N 25


Главу 1 изложить в следующей редакции:

"Настоящий документ устанавливает порядок и процедуры разработки, согласования и утверждения сертификационного базиса в развитие пункта 4.11 Правил сертификации П ССФЖТ 31/ПМГ40-2003 при обязательном подтверждении соответствия технических средств железнодорожного транспорта (ТСЖТ) в Российской Федерации.

Настоящие правила обязательны для органа по сертификации (ФБУ "PC ФЖТ"), экспертных центров по сертификации, испытательных центров (лабораторий), заявителей и иных организаций при проведении работ по обязательному подтверждению соответствия ТСЖТ в Российской Федерации.

В главу 2 включить третий и четвертый абзацы в следующей редакции:

"ГОСТ Р 15.201-2000 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство"

ГОСТ 15.311-90 "Система разработки и постановки продукции на производство. Постановка на производство продукции по технической документации иностранных фирм".

В главе 3 определение "Сертификационный базис" изложить в следующей редакции:

"Сертификационный базис - нормативный документ, устанавливающий требования безопасности продукции, отличные от требований, установленных действующими нормами безопасности или иными документами по стандартизации, и обеспечивающий состояние продукции, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, животных и растений, окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц. Сертификационный базис оформляется на каждый вид (тип) продукции. Допускается оформлять один базис на целый комплекс (например поезд) только в случае, если это полностью изготовленная партия комплексов и отсутствуют отдельно поставленные для подтверждения соответствия комплектующие, подлежащие обязательному подтверждению соответствия.

Сертификационный базис применяется органом по сертификации при проведении работ по обязательному подтверждению соответствия.

Сертификационный базис предполагает включение/исключение/изменение установленных показателей, их числовых значений, способов подтверждения соответствия, методов проверки/контроля/испытаний.

Сертификационный базис распространяется на ограниченную партию продукции одного изготовителя.".

В пункте 2 главы 4 слова "обязательной сертификации" заменить словами "обязательному подтверждению соответствия".

В главе 5:

1) третий абзац "- основание для разработки Сертификационного базиса..." дополнить словами "с описанием (для ИТСЖТ) принципиальной новизны продукции";

2) дополнить маркированный список следующей позицией:

"- метод проверки сертификационных показателей (контроля, испытаний) и/или способ подтверждения соответствия, отличающийся от указанных в НБ ЖТ. Ссылки на нормативные документы, устанавливающие методы проверки сертификационных показателей, указываются в таблице 1.";

3) таблицу 1 изложить в следующей редакции:

Таблица 1

Наимено-
вание сертифика-
ционного показателя (СП)

Норма-
тивный документ, устанавли-
вающий требования к СП по НБ ЖТ

Норма-
тивное значение             СП по НБ ЖТ

Документ, устанавли-
вающий требования к СП по настояще-
му серти-
фикацион-
ному базису (СБ)

Норма-
тивное значение СП по настоя-
щему СБ

Регламен-
тируемый способ подтвер-
ждения соответ-
ствия

Нормати-
вный документ, устанав-
ливающий методы
проверки СП по НБ ЖТ

Документ, устанав-
ливающий методы проверки СП по настоя-
щему СБ

1

2

3

4

5

6

7

8

4) последний абзац исключить.

Главу 6 изложить в следующей редакции:

6.1. В соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000 и ОСТ 32.181-2001 техническое задание (ТЗ) на разработку ИТСЖТ должно предусматривать реализацию всех обязательных требований, распространяющихся на данную продукцию. Для целей подтверждения требований ТЗ (или документа, его заменяющего) установленным обязательным требованиям (НБ ЖТ или иных документов по стандартизации) проводится экспертиза ТЗ. По результатам экспертизы или на основании собственного анализа предполагаемых отклонений сертификационных показателей от установленных обязательных требований заявитель принимает решение о необходимости оформления сертификационного базиса.

6.2. После даты приказа (распоряжения) руководства ИЦ о начале сертификационных испытаний проект сертификационного базиса не принимается к рассмотрению на заседании Рабочей группы по подготовке нормативных актов в области технического регулирования на железнодорожном транспорте (далее - Рабочая группа).

6.3. Сертификация (декларирование) ТСЖТ на соответствие НБ ЖТ (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ) с учетом утвержденного и зарегистрированного сертификационного базиса осуществляется установленным правилами ССФЖТ порядком.

6.4. Заявитель самостоятельно или, по его поручению, компетентная аккредитованная экспертная организация (экспертный центр по сертификации) разрабатывает проект сертификационного базиса.

Заявитель согласовывает проект сертификационного базиса:

- с компетентной организацией, имеющей в области деятельности (аккредитации) показатели, по которым оформлен сертификационный базис;

- с владельцем (изготовителем) подвижного состава (при необходимости);

- с владельцем инфраструктуры, берущим на себя ответственность за подконтрольную эксплуатацию;

- с органом по сертификации (ФБУ "PC ФЖТ").

6.5. Для оценки влияния на безопасность продукции с установленными базисом отступлениями от обязательных требований компетентной аккредитованной экспертной организацией разрабатывается экспертное заключение, которое должно содержать:

- краткие сведения об объекте экспертизы;

- цель экспертизы;

- перечень документов, на основании которых проведена экспертиза, включая правовые акты, нормативные документы, конструкторскую и/или технологическую документацию, расчеты, результаты различного вида испытаний и пр.;

- результаты экспертизы по каждому установленному сертификационным базисом отклонению, включая ссылки на аналоги (при наличии), произведенные в ходе экспертизы расчеты, сравнительные таблицы, графики, диаграммы и пр.;

- выводы о влиянии на безопасность продукции по каждому установленному сертификационным базисом отклонению.

Экспертное заключение не должно содержать рекомендаций.

Экспертное заключение оформляется на бланке организации и подписывается аттестованными Росжелдором (аккредитованными в ССФЖТ) экспертами и утверждается руководителем организации.

6.6. Для инновационной продукции, не имеющей аналогов в Российской Федерации или не применявшейся на железнодорожном транспорте, по согласованию с Росжелдором допускается разрабатывать экспертное заключение в иных организациях, компетентных в области инновации. Компетентность в данной области должна быть подтверждена наличием или сертификата, или аттестата аккредитации, или перечня завершенных (опубликованных) работ либо иным способом.

6.7. Заявитель направляет согласованный проект сертификационного базиса вместе с экспертным заключением в федеральный. орган исполнительной власти, в функции которого входит организация работ по подтверждению соответствия в сфере железнодорожного транспорта (Росжелдор) для рассмотрения. Документы представляются в бумажном и электронном виде. Подлинный бумажный экземпляр базиса должен быть прошит и опечатан установленным порядком. Рабочая группа принимает решение об утверждении (или отклонении) сертификационного базиса и дает предложения о необходимости изменения установленных НБ ЖТ показателей, методов проверки сертификационных показателей (контроля, испытаний) и/или способов подтверждения соответствия. Решение о внесении изменений в действующие НБ ЖТ или иные документы по стандартизации принимается по результатам подконтрольной эксплуатации. В случае оформления базиса на подвижной состав, прошедший ремонт, допускается, по решению Рабочей группы, подконтрольную эксплуатацию не проводить.

6.8. В случае определения партии в размере установочной серии заявитель должен представить письменное обоснование количества установочной серии, необходимой для подготовки предприятия для серийного выпуска продукции.

6.9. По решению Рабочей группы могут быть назначены дополнительные экспертизы, запрошены протоколы испытаний, даны предложения по согласованию.

6.10. При положительных результатах сертификационных испытаний продукции с учетом требований сертификационного базиса и других доказательственных документов ФБУ "PC ФЖТ" выносит решение о выдаче сертификата соответствия. Сертификат выдается на указанное в сертификационном базисе количество единиц в партии.

6.11. Вместе с проектом сертификационного базиса на заседание Рабочей группы заявитель представляет для утверждения согласованный с владельцем инфраструктуры и ФБУ "PC ФЖТ" проект методики подконтрольной эксплуатации, которая должна содержать:

- наименование объекта подконтрольной эксплуатации с указанием изготовителя, количества штук продукции, предназначенных для подконтрольной эксплуатации и/или заводских номеров (при наличии);

- название и местоположение полигона (участка железной дороги), где будет проводиться подконтрольная эксплуатация;

- срок подконтрольной эксплуатации (как правило, не превышающий один год);

- указание нормативных документов (при наличии), в соответствии с которыми будет поводиться подконтрольная эксплуатация;

- указание организации, подразделения, должностных лиц, которые будут осуществлять подконтрольную эксплуатацию;

- перечень контролируемых параметров;

- периодичность контроля параметров - проведения осмотров, опросов, измерений, освидетельствований - в период подконтрольной эксплуатации (как правило, не реже одного раза в месяц);

- методы контроля и необходимые средства измерений и испытательное оборудование;

- особые условия (при необходимости) подконтрольной эксплуатации;

- формы отчетных материалов (бланков, журналов, таблиц и пр.), оформляемых в процессе подконтрольной эксплуатации;

- перечень организаций, в которые необходимо направлять периодические отчеты о подконтрольной эксплуатации;

- методы окончательной обработки результатов периодического контроля параметров для составления отчета о результатах подконтрольной эксплуатации;

- форма отчета о результатах подконтрольной эксплуатации.

Изготовитель обязан уведомить Росжелдор и орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия (ФБУ "PC ФЖТ"), о начале подконтрольной эксплуатации объекта и представлять им периодические отчеты. В случае непредставления отчетов о подконтрольной эксплуатации ФБУ "PC ФЖТ" вправе информировать Ространснадзор о нарушении правил эксплуатации сертифицированного объекта.

Отчет о результатах подконтрольной эксплуатации держатель сертификата (изготовитель) направляет в Росжелдор для рассмотрения на заседании Рабочей группы, которая принимает решение о необходимости (отсутствии необходимости) внесения изменений в нормативные документы (НБ ЖТ, ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ).

В случае непредставления результатов подконтрольной эксплуатации в течение трех месяцев после установленного методикой срока ее завершения, Росжелдор вправе информировать Ространснадзор о нарушении правил эксплуатации сертифицированного объекта.

6.12. Изготовитель продукции, после решения Росжелдора о необходимости внесения изменений в нормативные документы, вправе инициировать разработку изменения в НБ ЖТ и/или методики сертификационных испытаний в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании".

6.13. Решение о сертификации (регистрации декларации о соответствии) следующей партии или серийно изготавливаемой продукции того же изготовителя может быть принято только после внесения установленным порядком изменений в нормативные документы (НБ ЖТ, ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ).

6.14. Для продукции, изготавливаемой по документу передачи в установленном порядке конструкторской документации (КД) - лицензионному договору, на которую владельцем КД (лицензиаром) ранее был получен сертификат соответствия с учетом утвержденного сертификационного базиса, но подконтрольная эксплуатация по утвержденной методике не закончена, применяется упрощенный порядок оформления сертификационного базиса.

Заявитель (лицензиат) самостоятельно или, по его поручению, компетентная аккредитованная экспертная организация (экспертный центр по сертификации) разрабатывает проект сертификационного базиса.

Согласование его требуется только с владельцем подвижного состава (при необходимости), с владельцем инфраструктуры, берущим на себя ответственность за подконтрольную эксплуатацию, и органом по сертификации (ФБУ "PC ФЖТ").

Экспертное заключение, оформленное в соответствии с настоящим Порядком для оценки влияния на безопасность продукции лицензиаром, по решению Рабочей группы принимается в зачет. Для этого заявителем представляется заключение компетентной аккредитованной экспертной организации об отсутствии в конструкции изменений, способных повлиять на соответствие сертификационных показателей, подтвержденных при сертификации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»