Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 января 2017 года N 1

Об утверждении Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год

В целях достижения должного уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России, позволяющего эффективно осуществлять оперативно-служебную деятельность, а также своевременно реагировать правовыми средствами на динамично меняющиеся общественные отношения в сфере внутренних дел, -

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год.

________________

Далее - "Концепция".

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящей Концепции и обеспечить реализацию ее положений.

3. ДПД МВД России (А.Г.Авдейко) совместно с заинтересованными структурными подразделениями МВД России в двухмесячный срок разработать и представить на утверждение в установленном порядке План мероприятий по реализации Концепции.

4. Считать утратившим силу приказ МВД России от 5 января 2007 г. N 5 "Об утверждении Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы".

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра И.Н.Зубова.

Министр

генерал полиции

Российской Федерации

В.Колокольцев

Приложение

к приказу МВД России

от 9 января 2017 года N 1

Концепция правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год

1. Общие вопросы

Разработка Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год обусловлена необходимостью обновления подходов к стратегическим целям, задачам, принципам и механизмам дальнейшего совершенствования функционирования системы МВД России в условиях предъявления к органам внутренних дел Российской Федерации новых требований по эффективному решению возложенных на них задач защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, осуществления федерального государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг в сфере внутренних дел с учетом складывающихся внешнеполитических реалий и социально-экономической ситуации в стране, в том числе обусловливающих необходимость оптимизации расходов федерального бюджета.

________________

Далее - "Концепция".

Далее - "Органы внутренних дел".

Положения Концепции сформулированы с учетом анализа итогов реализации Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы, утвержденных приказом МВД России от 5 января 2007 г. N 5, и тенденций развития органов внутренних дел на предстоящий период, обусловленных появлением новых криминальных вызовов и повышением потребностей общества в надежности правоохраны, законности, беспристрастности, открытости и публичности деятельности органов внутренних дел.

________________

Далее - "Основные направления".

За 10-летний период, предшествующий изданию Концепции, в целом реализованы цели, поставленные Основными направлениями, - правовое обеспечение достигло качественно нового уровня, соответствующего общества, созданы надежные правовые условия для реализации возложенных на МВД России задач и выполнения функций. Кардинально изменилось отношение к правовой работе, которая из средства обеспечения целей системы МВД России обрела признаки регулятора её деятельности на всех уровнях и во всех её структурных элементах в части нормотворческой деятельности и судебно-исковой работы, а также в отдельных случаях - и по иным направлениям правовой работы, установленным приказом МВД России от 5 января 2007 г. N 6 "Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России".

За 2007-2016 годы при непосредственном участии МВД России разработано и издано 725 федеральных законов, 183 акта Президента Российской Федерации, 583 акта Правительства Российской Федерации, 5996 нормативных правовых актов МВД России, из которых 950 прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Получили дальнейшее развитие и качественно изменили содержание деятельности органов внутренних дел правовые основы противодействия наиболее опасным видам преступлений, в первую очередь терроризму, экстремизму, организованной и транснациональной преступности, коррупции, незаконному обороту наркотиков; а также - профилактики правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности; обеспечения безопасности дорожного движения; применения мер административного воздействия, оперативно-розыскной деятельности.

При непосредственном участии МВД России были разработаны и приняты важнейшие федеральные законы, определяющие порядок участия граждан в охране общественного порядка, основы системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.

Обеспечена правовая регламентация вопросов безопасности спортивных мероприятий в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, а также предстоящих: Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Заложенные в Основных направлениях положения позволили эффективно использовать созданный правовой механизм в процессе реформирования системы МВД России, в ходе которого была создана принципиально новая законодательная база, регламентирующая деятельность обновленного правоохранительного института.

Принятые федеральные законы: от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - оформили современную систему специального законодательства органов внутренних дел, обеспечили соответствующие изменения подзаконной нормативно-правовой базы и послужили основой качественных улучшений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Регламентированы вопросы управленческой деятельности, оптимизации структурного построения органов внутренних дел, закрепления правового положения отделов (отделений, пунктов) полиции, прохождения службы, обеспечения социальных гарантий, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. Систематизированы статусные документы федеральных казенных учреждений органов внутренних дел.

________________

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016).

* Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ.в силу с 04.07.2016).

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).

Проводимый на постоянной основе правовой контроль создал условия, которые позволили обеспечить устойчивое функционирование системы МВД России, не допустить многочисленных нормотворческих инициатив, способных принести прямой или опосредованный вред деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан и организаций от преступных или иных противоправных посягательств.

Технологический и качественный скачок произошел в механизмах выявления потребности в правовой регламентации с внедрением в МВД России с 2008 года многоуровневой территориально распределенной автоматизированной аналитической информационной системы "Мониторинг" (АИС "Мониторинг"), позволяющей оперативно, без увеличения документооборота получать в электронном виде информацию с мест о выявленных проблемах в правовом регулировании и заключения по ним экспертов подразделений центрального аппарата МВД России.

Правильность стратегического курса Основных направлений на электронные формы анализа практики применения норм права была подтверждена изданием Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" и повсеместным использованием в настоящее время этой формы работы федеральными органами государственной власти.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, содержащимися в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", и актами Правительства Российской Федерации, изданными в его развитие, в МВД России внедрены такие механизмы нормотворческого процесса, как общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и независимая антикоррупционная экспертиза.

Совершенствовались правовые основы международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Сформированная в ходе реализации Основных направлений международно-правовая база позволила не только не допустить снижения эффективности взаимодействия в правоохранительной сфере, но и обеспечить его поступательное развитие.

В связи с изменениями в законодательстве, регламентирующем вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, приведена в соответствие с ним ведомственная нормативная правовая база, обеспечено юридическое сопровождение хозяйственной деятельности в системе МВД России.

За период, прошедший с начала реализации Основных направлений, правовыми подразделениями системы МВД России для бюджета Российской Федерации при осуществлении судебно-исковой работы сохранено более 4 трлн. рублей, возвращено в бюджет Российской Федерации по искам, инициативно внесенным МВД России, около 12 млрд рублей. Изменена судебная практика по многим видам споров, имеющих массовый характер.

Заложены основы системы профессиональной юридической подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающей формирование и поддержание их правовых знаний на уровне, необходимом для качественного выполнения возложенных задач, законодательно закреплена обязанность обладания такими знаниями для каждого сотрудника.

В систему профессиональной подготовки наряду со служебной и физической подготовкой внедрена правовая подготовка.

Очевидной данностью стало использование личным составом органов, организаций и подразделений системы МВД России не только общедоступных справочных правовых систем, но и созданной ведомственной автоматизированной системы правового информирования, включающей в себя СТРАС "Юрист", СТРАС "Юрист-Регион" (акты территориальных органов), АИС "Иск" (судебные акты), АИС "Мониторинг", АИПС "Сопровождение проектов нормативных правовых актов и планов правоподготовительных работ".

На постоянной основе осуществляются техническая поддержка и информационное наполнение названной автоматизированной системы правового информирования.

В рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. N Пр-1168, в целях формирования высокого уровня правовой культуры населения, поддержания традиции безусловного уважения к закону и правопорядку, а также преодоления правового нигилизма в обществе осуществлены мероприятия по правовой пропаганде, правовому просвещению и оказанию бесплатной юридической помощи. Обеспечен доступ граждан Российской Федерации к правовой информации, затрагивающей сферу внутренних дел.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»