Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ


ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Развитие системы
социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, в Ленинградской области на 2007-2010 годы"

(с изменениями на 13 октября 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 20 января 2010 года на основании
Закона Ленинградской области от 30 декабря 2009 года N 119-оз
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 13 октября 2008 года N 97-оз (Вести N 201, 22.10.2008).

____________________________________________________________________


(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
16 мая 2007 года)

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие системы социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области на 2007-2010 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Ленинградской области
В.Сердюков



Санкт-Петербург

1 июня 2007 года

N 90-оз

     

Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 01.06.2007 N 90-оз

Региональная целевая программа
"Развитие системы социального обслуживания семей и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
в Ленинградской области на 2007-2010 годы"

Паспорт
региональной целевой программы "Развитие системы социального
обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, в Ленинградской области на 2007-2010 годы"

Полное наименование программы

Региональная целевая программа "Развитие системы социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области на 2007-2010 годы" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ленинградской области

Основание для разработки Программы

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 567 "Об утверждении концепции "Совершенствование медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства"
6. Областной закон от 19 февраля 1999 года N 23-оз "О региональных целевых программах Ленинградской области"
7. Областной закон от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения в Ленинградской области"
8. Постановление Губернатора Ленинградской области от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ Ленинградской области"
9. Постановление Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 года N 54 "Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ Ленинградской области"

Период реализации Программы

2007-2010 годы

Цель Программы

Содействие улучшению положения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей

Основные задачи Программы

Увеличение охвата детей и семей с детьми профилактическими мероприятиями, повышение эффективности мероприятий по профилактике семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних;
увеличение охвата детей-инвалидов мерами социальной реабилитации и повышение эффективности мероприятий по их социальной реабилитации и интеграции в общество;
предоставление социальной поддержки несовершеннолетним и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
проведение мониторинга качества социального обслуживания семей с детьми;
организация и проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на нравственное и духовное воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их оздоровление и пропаганду устоев семьи, здорового образа жизни;
предоставление социального обслуживания детям-инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах сельской местности

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе

2007 год
Всего - 30818,0 тыс.руб., в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 16320,0 тыс.руб.,
областного бюджета - 9538,0 тыс.руб.,
бюджетов муниципальных образований - 3310,0 тыс.руб.,
прочих источников - 1650,0 тыс.руб.

2008 год
Всего - 36494,0 тыс.руб., в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 20680,0 тыс.руб.,
областного бюджета - 10444,0 тыс.руб.,
бюджетов муниципальных образований - 3570,0 тыс.руб.,
прочих источников - 1800,0 тыс.руб.

2009 год
Всего - 38994,0 тыс.руб., в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 21650,0 тыс.руб.,
областного бюджета - 11384,0 тыс.руб.,
бюджетов муниципальных образований - 3910,0 тыс.руб.,
прочих источников - 2050,0 тыс.руб.

2010 год
Всего - 41592,0 тыс.руб., в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 22630,0 тыс.руб.,
областного бюджета - 12352,0 тыс.руб.,
бюджетов муниципальных образований - 4320,0 тыс.руб.,
прочих источников - 2290,0 тыс.руб.

Объем финансовых средств, освоенных в рамках региональных целевых программ по отрасли социального обслуживания населения, на 2001-2006 годы

Всего - 231066,3 тыс.руб., в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 57832,1 тыс.руб.,
за счет средств областного бюджета - 140707,3 тыс.руб.,
за счет средств бюджетов муниципальных образований - 28120,0 тыс.руб.,
внебюджетные средства - 1550,0 тыс.руб.     
за счет средств прочих источников - 2856,9 тыс.руб.
из них в 2006 году:
всего - 27339,3 тыс.руб., в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 17102,1 тыс.руб.,
областного бюджета - 8569,3 тыс.руб.,
прочих источников - 1667,9 тыс.руб.

Ожидаемые конечные социальные и экономические результаты реализации Программы

Повышение эффективности социальной поддержки несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях оказания им оперативной помощи;
повышение качества и доступности социальных услуг для семей с детьми-инвалидами;
повышение эффективности работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике безнадзорности

Социальная эффективность Программы

Снижение доли семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, от общего количества семей с детьми на 0,1 процента ежегодно;
увеличение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и охваченных профилактическими мероприятиями и социальной реабилитацией, от общего количества несовершеннолетних на 0,3 процента ежегодно;
увеличение количества несовершеннолетних, возвращенных в родную семью после прохождения социальной реабилитации в связи со стабилизацией ситуации в семье, от общего количества несовершеннолетних, прошедших реабилитацию, на 0,5 процента ежегодно;
снижение доли безнадзорных детей от общего количества несовершеннолетних на 0,5 процента ежегодно;
увеличение доли семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и охваченных профилактическими мероприятиями и социальной реабилитацией, от общего количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 1 процент ежегодно;
увеличение доли детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию, от общего количества детей-инвалидов, имеющих рекомендации индивидуальной программы реабилитации, на 1 процент ежегодно;
увеличение доли детей-инвалидов, прошедших реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, от общего количества детей-инвалидов, имеющих рекомендации индивидуальной программы реабилитации, на 5 процентов ежегодно;
увеличение доли родителей детей-инвалидов, обученных приемам ухода за детьми-инвалидами, от общего количества родителей детей-инвалидов на 5 процентов ежегодно.

Экономическая эффективность Программы

Экономическая эффективность Программы выражается в экономиибюджетных средств:
на выделение материальной помощи семьям, выведенным из состояния трудной жизненной ситуации или социально опасного положения;
на предоставление социального обслуживания несовершеннолетним, возвращенным в родную семью после прохождения социальной реабилитации;
на проведение социального обслуживания детей-инвалидов в результате их полной или частичной реабилитации и обучения родителей приемам ухода за детьми-инвалидами.
Отношение ожидаемой экономии от результатов реализации мероприятий Программы к плановым затратам составляет:
2007 год - 0,85
2008 год - 0,80
2009 год - 0,76
2010 год - 0,73
Бюджетная эффективность Программы не предусматривается

Разработчик Программы

Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области

Срок разработки Программы

2006 год

Представитель заказчика Программы

Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители Программы

Основным исполнителем Программы является комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
Соисполнители Программы - отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области:
комитет по культуре,
комитет по здравоохранению,
комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике;
администрации муниципальных образований Ленинградской области;
муниципальные учреждения социального обслуживания населения

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Быстрова Зинаида Николаевна - председатель комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области, тел. 225-26-40

Система организации контроля за выполнением Программы

Контроль за выполнением программных мероприятий, целевым использованием бюджетных средств со стороны органов местного самоуправления осуществляет комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
О ходе реализации и результатах выполнения мероприятий Программы, целевом использовании бюджетных средств комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области ежеквартально информирует комитет экономического развития Ленинградской области и ежегодно - Правительство Ленинградской области.
Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области по социальным вопросам

     

     

1. Анализ состояния системы социального обслуживания семей
с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,
в Ленинградской области и обоснование целей и задач Программы

     

1.1. Оценка и анализ исходной ситуации

Социальное обслуживание семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области осуществляется в соответствии с основными положениями государственной политики в отношении семей и детей, изложенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года, федеральной целевой программой "Дети России" на 2003-2006 годы, региональными целевыми программами "Семья" и "Дети-инвалиды Ленинградской области", реализуемыми с 2001 по 2006 год.

На организацию социального обслуживания семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области в рамках региональных целевых программ за прошедший период израсходовано 231,1 млн. рублей, в том числе 140,7 млн. рублей из средств областного бюджета Ленинградской области.

Использование программно-целевого подхода в решении социальных проблем семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области способствовало развитию региональной системы социального обслуживания семей с детьми, межведомственного взаимодействия социальных служб с другими ведомствами и организациями по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике безнадзорности несовершеннолетних, социальной поддержке, адаптации и реабилитации несовершеннолетних включая детей-инвалидов.

На 1 января 2007 года на учете в органах социальной защиты населения состоят как нуждающиеся в том или ином виде социальной поддержки 119,2 тысячи семей, где проживают 158,8 тысячи детей.

Среди семей, состоящих на учете:

4453 многодетных семьи,

40200 неполных семей,

3090 семей с детьми, где родители являются инвалидами,

36441 малоимущая семья;

1025 семей, находящихся в социально опасном положении.

В области зарегистрировано 1969 безнадзорных несовершеннолетних, 3850 детей-инвалидов.

Социальное обслуживание несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, организуется комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в рамках переданных им отдельных государственных полномочий на базе муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения.

На 1 января 2007 года сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в Ленинградской области представлена 24 учреждениями (отделениями) социального обслуживания семьи и детей на 1268 мест для дневного и круглосуточного пребывания детей.

Учреждениями оказывается полный комплекс социально-педагогических, социально-психологических, социально-юридических, социально-бытовых услуг в отделениях социальной реабилитации, профилактики безнадзорности.

Реализация мероприятий федеральной и региональных целевых программ социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми позволила оснастить учреждения необходимым реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, что позволяет на качественном уровне предоставлять социальные услуги несовершеннолетним и семьям с детьми.

Ключевым направлением деятельности социозащитных учреждений является профилактика семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних.

В настоящее время в Ленинградской области функционирует 20 специализированных учреждений и отделений для несовершеннолетних на 680 мест. В структуре учреждений - стационарные социально-реабилитационные отделения (социальные приюты), социально-реабилитационные отделения дневного пребывания, отделения профилактики безнадзорности, открытые приемные, кризисные отделения, телефоны доверия, социальные гостиницы, предоставляющие услуги несовершеннолетним и их родителям.

Развивающейся формой предоставления долговременной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, является социальный патронаж семей как инициируемая учреждением система взаимоотношений с семьей на основе ее долгосрочного обслуживания и предоставления ей комплекса социальных услуг. В 2006 году под патронажем социальных работников находилось 10345 семей с детьми (134487 детей), что на 27 процентов больше, чем в 2005 году.

Новым направлением деятельности органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области стала организация профилактической работы с семьями осужденных несовершеннолетних, а также с несовершеннолетними, имеющими условную меру наказания, и молодыми людьми, возвращающимися из исправительно-воспитательных учреждений. В области отработан механизм взаимодействия заинтересованных служб и ведомств для профессионального обучения, трудоустройства, а также по защите прав несовершеннолетних при возвращении из воспитательных колоний и спецучреждений закрытого типа.

Решению проблем профилактики безнадзорности способствует работа областного отделения перевозки, созданного в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в муниципальном образовании Всеволожский муниципальный район. В 2006 году отделением перевозки были доставлены к месту постоянного проживания 170 детей и подростков, самовольно ушедших из семей, в том числе 76 человек - в пределах территории Ленинградской области.

Комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области большое значение уделяется развитию системы семейных воспитательных групп. В течение 2006 года 233 подростка были помещены в постоянные и временные семейные воспитательные группы. Из них 112 детей были помещены в семейные воспитательные группы на летний период.

Одной из важнейших мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является организация оздоровления и занятости детей и подростков в летнее время. В 2006 году различными формами организованного отдыха, оздоровления и занятости был охвачен 5781 ребенок. Каждый четвертый подросток, отдохнувший в летнем лагере, созданном на базе социозащитных учреждений для несовершеннолетних, состоял на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В Гатчинском, Бокситогорском, Кингисеппском, Ломоносовском, Лодейнопольском муниципальных районах летом 2006 года были открыты трудовые лагеря для несовершеннолетних правонарушителей, где отдыхали и работали более 1000 человек. Организация летней занятости детей способствовала снижению количества правонарушений несовершеннолетних на 2,8 процента по сравнению с 2005 годом.

В Ленинградской области успешно используется технология раннего выявления и профилактики семейного неблагополучия. В соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 28 августа 2001 года N 396-рг "О комплексной операции "Подросток" в Ленинградской области" ежегодно органами социальной защиты населения проводится месячник "Семья". В период месячника во всех муниципальных образованиях Ленинградской области осуществляется обследование семей, составляются социальные паспорта семей по микрорайонам, корректируется банк данных семей, нуждающихся в социальной поддержке. В 2006 году в ходе месячника выявлено 5688 подростков, проживающих в семьях, нуждающихся в социальной поддержке, что составило 3,5 процента от общей численности детей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. Поставлены на профилактический учет в органах социальной защиты населения 4596 неблагополучных семей.

Благодаря активному взаимодействию социальных служб с другими субъектами профилактики безнадзорности в последние годы в области наметилась положительная тенденция снижения количества безнадзорных несовершеннолетних. В 2006 году зарегистрировано 1969 безнадзорных несовершеннолетних, что на 12 процентов меньше, чем в 2005 году.

Важным направлением деятельности социозащитных учреждений является социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями (в том числе детей-инвалидов).

Комплекс реабилитационных социально-медицинских, социально-бытовых, социально-психологических и иных услуг предоставляют 18 муниципальных реабилитационных учреждений и отделений для детей с ограниченными возможностями на 616 мест. В 2006 году социально-реабилитиационные услуги получили более 7,5 тысячи детей с ограниченными возможностями в возрасте от 0 до 18 лет, в том числе в отделениях раннего вмешательства - 668 детей.

В работу учреждений активно внедряются инновационные технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями: арттерапия, сказкотерапия, ипотерапия, методики Монтессори. Развиваются новые формы работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, - организуются школы для родителей, которых обучают приемам ухода за детьми-инвалидами.

Результатом предоставления реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями стала положительная динамика в состоянии здоровья у 70 процентов детей, 85 процентов детей имеют положительные результаты в социальной адаптации, 13 процентов детей полностью реабилитированы.

В результате целенаправленной скоординированной деятельности органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения за последние 4 года численность детей-инвалидов в области снизилась почти на 2000 человек.

Всего в 2006 году учреждения социального обслуживания семьи и детей оказали социальные услуги 18 604 семьям с детьми. В течение 2006 года социозащитными учреждениями обслужен 55671 человек, в том числе 33266 несовершеннолетних, из них 2476 детей-инвалидов. Всего в 2006 году несовершеннолетним и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, была оказана 421 тысяча социальных услуг, что в два раза больше, чем в 2005 году. В результате проделанной работы в 2006 году по сравнению с 2005 годом численность безнадзорных несовершеннолетних снизилась на 12 процентов, детей-инвалидов - на 12,7 процента.

В соответствии с областным законом от 30 декабря 2005 года N 130-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения" полномочия по предоставлению социальных услуг несовершеннолетним и семьям с детьми переданы администрациям муниципальных образований.

С 1 января 2006 года работа специализированных учреждений для несовершеннолетних осуществляется в соответствии с государственным заказом на социальное обслуживание населения. При формировании государственного заказа на 2006 год большое внимание уделялось проблеме увеличения объема социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в основном это:

1) расширение охвата семей с неблагополучными детьми профилактическими мерами, направленными на предотвращение безнадзорности;

2) организация социального патронажа детей и семей социальными воспитателями;

3) увеличение и развитие семейных воспитательных групп;

4) укрепление взаимодействия со службами и учреждениями по сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

5) активизация профилактической работы с детьми, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних при Главном управлении внутренних дел, а также условно осужденными, воспитанниками исправительно-воспитательных учреждений и их семьями;

6) повышение эффективности и качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями;

7) активное вовлечение некоммерческих организаций в работу по предоставлению социальных услуг семьям с детьми.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»