Недействующий

 Утвержден
                               Государственным комитетом СССР
                               по труду и социальным вопросам
                               от 20 ноября 1990 года N 3537-КД

Порядок представления и оформления документов для назначения пенсий
в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР"

_______________________________________________________________________________________________

Данный документ утратил силу, в связи с отменой с 1 января 1992 года Закона СССР от 15 мая 1990 года N 1481-I "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" (Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1)

_________________________________________________________________________________

Обращение за назначением пенсии

1. Заявление о назначении трудовой пенсии рабочим, служащим и членам их семей (в случае потери кормильца) подается через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы.

Заявление о назначении трудовой пенсии членам колхозов и других кооперативов и их семьям подается через правление колхоза (кооператива).

2. Заявление о назначении трудовой пенсии другим гражданам и членам их семей, а также о назначении социальной пенсии подается непосредственно в районный (городской) отдел социального обеспечения или соответствующий ему другой орган социального обеспечения по месту жительства заявителя.

В тех случаях, когда лицо, на которое назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, то заявление подается по месту жительства его родителя или опекуна.

3. Заявление о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете пенсии и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подается в отдел социального обеспечения по месту жительства заявителя, а при необходимости - по месту жительства законного представителя (родителя или опекуна).

По решению местных Советов народных депутатов обращение с указанными заявлениями может осуществляться в порядке, предусмотренном для назначения пенсий.

4. Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком.

При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию. Социальные пенсии назначаются неработающим гражданам (кроме инвалидов с детства) при отсутствии права на трудовую пенсию.

По решению органов социального обеспечения союзных республик обращение за назначением пенсии по возрасту может осуществляться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

5. Днем обращения за пенсией считается день приема отделом социального обеспечения заявления о назначении, перерасчете, восстановлении пенсии или переводе с одной пенсии на другую со всеми необходимыми документами (если их нет в пенсионном деле).

Если заявление пересылается по почте и при этом прилагаются также все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле отправления данного заявления.

В тех случаях, когда к заявлению о назначении трудовой пенсии приложены не все необходимые документы, отдел социального обеспечения сообщает заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее 3 месяцев со дня получения извещения о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления.

Документы, необходимые для назначения пенсии

     

6. К заявлению о назначении пенсии по возрасту должны быть приложены:

а) документы, подтверждающие трудовой стаж (общий и специальный);

б) справка о заработке.

Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:

в) о рождении ребенка и воспитании его до восьмилетнего возраста;

г) подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом;

д) удостоверяющие нахождение на иждивении у заявителя нетрудоспособных членов семьи;

е) о признании заявителя одиноким;

ж) удостоверяющие, что заявитель является участником войны;

з) о наличии у заявителя заболевания, предусмотренного статьей 19 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР"

При назначении пенсий инвалидам войны в соответствии со статьей 17 Закона и при повышении их пенсий в соответствии со статьей 22 Закона отдел социального обеспечения прилагает полученную им от врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) выписку из акта освидетельствования.

7. К заявлению о назначении пенсии по инвалидности должны быть приложены:

а) документы, подтверждающие трудовой стаж (общий и специальный);

б) справка о заработке.

Если инвалидность наступила вследствие трудового увечья, то представляется акт (или другой официальный документ) о несчастном случае.

Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:

в) удостоверяющие нахождение на иждивении у заявителя нетрудоспособных членов семьи;

г) о признании заявителя одиноким и нуждающимся в посторонней помощи;

д) удостоверяющие, что заявитель является участником войны.

Отдел социального обеспечения прилагает к заявлению выписку из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), полученную отделом от ВТЭК.

К заявлению о назначении пенсии по инвалидности военнослужащим срочной службы должна быть приложена копия свидетельства о болезни, заверенная и выданная военным комиссариатом, снявшим военнослужащего с воинского учета, либо справка военно-врачебной комиссии. Если инвалидность наступила после увольнения с военной службы, то вместо копии свидетельства о болезни представляется справка военного комиссариата о прохождении военной службы с указанием даты призыва, даты и основания увольнения с военной службы.

Документы, указанные в подпунктах "а" и " настоящего пункта, представляются в том случае, если военнослужащий до призыва на военную службу работал в качестве рабочего, служащего или члена колхоза.

8. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца должны быть приложены:

а) свидетельство о рождении или паспорт, удостоверяющий возраст лица, на которое назначается пенсия;

б) документы, подтверждающие родственные отношения члена семьи с умершим кормильцем;

в) свидетельство органа записи актов гражданского состояния (загса) о смерти кормильца семьи (или документ, удостоверяющий его безвестное отсутствие);

г) документ о возрасте кормильца семьи (если возраст не указан в свидетельстве о смерти);

д) документы, подтверждающие трудовой стаж (общий или специальный) кормильца;

е) справка о заработке кормильца;

Кроме того, в необходимых случаях представляются:

ж)справка жилищных органов либо сельских (поселковых) Советов народных депутатов (или другие документы) о составе членов семьи кормильца, находившихся на его иждивении;

з) справки профессионально-технических училищ, средних специальных или высших учебных заведений о том, что члены семьи в возрасте от 18 до 23 лет являются учащимися;

и) справка жилищных органов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов о том, что родитель, супруг, дед, бабушка, брат или сестра умершего, занятые уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 8 лет, не работают.

Если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья, то представляется также акт (или другой официальный документ) о несчастном случае.

Отдел социального обеспечения прилагает к заявлению полученные им от врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) выписки из актов освидетельствования во ВТЭК тех взрослых членов семьи, которым право на пенсию по случаю потери кормильца предоставляется вследствие их инвалидности.

В тех случаях, когда родителю или супругу умершего пенсия по случаю потери кормильца назначается в связи с утратой источника средств к существованию должно быть вынесено решение комиссии по назначению пенсий об установлении данного факта.

К заявлению о назначении пенсии семье военнослужащего срочной службы должен быть приложен документ, полученный от воинской части или районного (городского) военного комиссариата, или соответствующего управления Министерства обороны СССР, или госпиталя, или иного военного учреждения, удостоверяющий факт смерти, а также дату и причину смерти военнослужащего, или документ о безвестном отсутствии военнослужащего. Если смерть наступила после увольнения с военной службы, то в качестве документа, удостоверяющего факт смерти, представляется свидетельство органа записи актов гражданского состояния (загса) о смерти кормильца. Кроме того, представляется справка военного комиссариата о прохождении военной службы с указанием даты призыва, даты и основания увольнения с военной службы.

В тех случаях, когда кормилец умер по истечении 3 месяцев после увольнения с военной службы и смерть его наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы, то отдел социального обеспечения прилагает также выписку из заключения врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) о причине смерти.

Документы, указанные в подпунктах "д" и " настоящего пункта, представляются в том случае, если военнослужащий до призыва на военную службу работал в качестве рабочего, служащего или члена колхоза.

К заявлению о назначении пенсии семье умершего пенсионера должны быть приложены документы, указанные в подпунктах "а" - "в" и " настоящего пункта, а в необходимых случаях также и документы, указанные в подпунктах "з" и " этого пункта. Заработок пенсионера определяется по документам, имеющимся в его пенсионном деле.

Если умерший пенсионер имел право на перерасчет пенсии в порядке, предусмотренном статьей 85 Закона, но не обратился за таким перерасчетом, то представляется соответствующая справка о заработке пенсионера после назначения или предыдущего перерасчета его пенсии.

9. К заявлению о назначении пенсии за выслугу лет должны быть приложены:

а) документы, подтверждающие специальный трудовой стаж;

б) справка о заработке.

Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:

в) подтверждающие общий трудовой стаж;

г) об увольнении с летной работы по состоянию здоровья или по болезни (пункт "а" статьи 63 Закона);

д) удостоверяющие нахождение на иждивении у заявителя нетрудоспособных членов семьи;

е) о признании заявителя одиноким;

ж) удостоверяющие, что заявитель является участником войны.

При повышении пенсий инвалидам войны в соответствии со статьей 22 Закона отдел социального обеспечения прилагает выписку из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), полученную отделом от ВТЭК.

10. К заявлению о назначении социальной пенсии в зависимости от категории заявителя должны быть приложены:

а) свидетельство о рождении или паспорт, удостоверяющий возраст лица, на которое назначается социальная пенсия;

б) медицинское заключение учреждения здравоохранения на ребенка-инвалида;

в) документы, подтверждающие родственные отношения детей, братьев, сестер или внуков с умершим кормильцем;

г) свидетельство органа записи актов гражданского состояния (загса) о смерти кормильца семьи (или документ, удостоверяющий его безвестное отсутствие);

д) документы о присвоении почетного звания "Мать-героиня".

Отдел социального обеспечения прилагает к заявлению свое заключение об отсутствии права на трудовую пенсию, а при необходимости - выписку из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), полученную отделом от ВТЭК.

11. Перерасчет и возобновление выплаты ранее назначенной пенсии, а также перевод с одной пенсии на другую осуществляются по документам, имеющимся в пенсионном деле.

При перерасчете пенсии и переводе с одной пенсии на другую к имеющимся документам заявитель может представить документы о трудовом стаже, не учтенном в пенсионном деле, и о заработке, определяемом по правилам статьи 85 (для перерасчета пенсии) или статьи 77 (для перевода с одной пенсии на другую) Закона.

Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:

а) об изменении числа членов семьи, получающих пенсию по случаю потери кормильца;

б) о возникновении обстоятельств, влияющих на размер пенсии (появление на иждивении у пенсионера нетрудоспособных членов семьи, утрата права на надбавку на указанных членов семьи в связи с поступлением пенсионера на работу или по другим причинам, от несения заявителя к одиноким и нуждающимся в посторонней помощи пенсионерам, признание заявителя инвалидом или участником войны).

При перерасчете пенсии по инвалидности и при переводе на пенсию по инвалидности с другого вида пенсии отдел социального обеспечения приобщает к пенсионному делу выписку из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) об установлении, снятии или изменении группы инвалидности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»