ПРИКАЗ
от 10 мая 2001 года N 82
О Транспортной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минтранса России от 20 сентября 2005 года N 112
____________________________________________________________________
В связи с изменением структуры и функций Министерства транспорта Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации") и в целях дальнейшего совершенствования Транспортной системы, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
приказываю:
1. Утвердить Положение о Транспортной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера согласно приложению N 1.
2. Образовать Центральную комиссию Министерства транспорта Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям.
3. Утвердить Положение о Центральной комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям согласно приложению N 3* и ее состав согласно приложению N 4*.
_________________
* Приложения в оригинале не приводятся. - Примечание "КОДЕКС".
4. Утвердить Регламент действий руководящего состава и ответственного дежурного Министерства транспорта Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях в транспортном комплексе согласно приложению N 2.
5. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 июня 1997 года N 64 считать утратившим силу.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Транспортной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера
1. Настоящее Положение определяет структуру, состав сил и средств, задачи Транспортной системы предупреждения и ликвидации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуется - ТСЧС), а также регулирует основные вопросы ее функционирования.
2. Министерство транспорта Российской Федерации выполняет следующие функции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации)*:
________________
* Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46 , ст.4459).
организует и проводит мероприятия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспортных средствах и транспортных коммуникациях;
осуществляет функции компетентного органа Российской Федерации по перевозке опасных грузов воздушным, морским, внутренним водным, автомобильным и промышленным транспортом;
обеспечивает перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;
руководит деятельностью функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. ТСЧС, являясь подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)*, состоит из следующих функциональных подсистем:
_______________
* Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.3998).
транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сил и средств поиска и спасания людей на море;
поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации.
4. Основными задачами ТСЧС являются:
разработка нормативных актов в области защиты организаций транспортного комплекса от чрезвычайных ситуаций;
участие в целевых и научно-технических программах по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости функционирования объектов транспортного комплекса;
обеспечение готовности к действиям подведомственных сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях транспортного комплекса;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, анализ и обмен информацией между отраслевыми службами о чрезвычайных ситуациях, произошедших в транспортном комплексе;
организация обучения и подготовки работников транспортного комплекса к действиям в чрезвычайных ситуациях, повышение их квалификации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление международного сотрудничества с поисково-спасательными центрами и природоохранными органами при поиске и спасании людей на море, поисковом и аварийно-спасательном обеспечении полетов гражданской авиации, транспортном обеспечении ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация и осуществление взаимодействия с МЧС России, другими федеральными органами исполнительной власти: органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, региональными, территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
5. Функционирование ТСЧС обеспечивается:
координирующими органами;
постоянно действующими органами;
органами повседневного управления;
силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций транспортного комплекса;
резервами финансовых и материальных ресурсов;
системами связи, оповещения и информационного обеспечения.
6. Координирующими органами ТСЧС являются:
в центральном аппарате министерства - Центральная комиссия по чрезвычайным ситуациям;
в отраслевых службах министерства - отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям (создаются распоряжением руководителя отраслевой службы);
в подведомственных организациях - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Положение о Центральной комиссии по чрезвычайным ситуациям и ее состав утверждаются министром транспорта Российской Федерации.
Положения об отраслевых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и их составах утверждаются руководителями отраслевых служб министерства.
Положения об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и их состав утверждаются руководителями организаций.
7. Постоянно действующими органами управления ТСЧС являются:
в министерстве - Управление по мобилизационной подготовке и чрезвычайным ситуациям (УМЧС);
в отраслевых службах министерства - структурные полразделения (работники), выполняющие функции по организации мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
в подведомственных организациях - работники, специально уполномоченные для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. Органами повседневного управления ТСЧС являются:
дежурно-диспетчерский аппарат министерства и отраслевых служб, входящих в состав министерства;
дежурно-диспетчерские службы в подведомственных министерству организациях.
9. Силами и средствами ТСЧС, включенными в состав сил постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) являются:
Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации (Госморспасслужба России), бассейновые аварийно-спасательные управления (БАСУ) и управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ (УАСПТР), а также спасательно-координационные центры (подцентры) на морских бассейнах;
Государственное учреждение подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте (ГУ "Подводречстрой"), с входящими в его состав филиалами;
Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (СПАСОП ГА).
Кроме того, к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе могут привлекаться:
Главная государственная морская инспекция (ГГМИ);
Государственное унитарное предприятие "Главный центр связи и спутниковых систем" (ГУП ТЦССС");
Государственное предприятие "Морсвязьспутник";
службы и подразделения федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении министерства, которые осуществляют наблюдение и контроль за состоянием природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах;
противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования подведомственных министерству организации;
гражданские организации гражданской обороны центрального аппарата министерства и подведомственных организаций.
10. В целях заблаговременного проведения подготовительных работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в транспортном комплексе осуществляется планирование действий в рамках ТСЧС. Необходимые мероприятия определяются и отражаются в планах действий министерства и его отраслевых служб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в планах, находящихся в ведении министерства федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, которые разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России по планированию действий в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для федеральных органов исполнительной власти, организаций и объектов экономики.
Данные планы утверждаются руководителями министерства, отраслевых служб, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
Объем и содержание планируемых мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально эффективного использования имеющихся сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К планам могут прилагаться различные справочные материалы, схемы, карты, таблицы, а также бланки и формализованные документы.
Один экземпляр Плана действий отраслевой службы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций направляется в Управление по мобилизационной подготовке и чрезвычайным ситуациям, которым разрабатывается Сводный план действий Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регулярно корректируются в связи с изменениями организационно-штатной структуры, задач и функций министерства.
РЕГЛАМЕНТ
первоочередных действий руководящего состава и ответственного дежурного Министерства транспорта Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях в транспортном комплексе
Настоящий Регламент устанавливает порядок действий руководящего состава и сотрудников Министерства транспорта Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях в организациях транспортного комплекса.
1. Чрезвычайные ситуации (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба и границы зон распространения поражающих факторов, ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
2. Чрезвычайные ситуации в организациях транспортного комплекса могут быть вызваны:
радиоактивным загрязнением территорий, подвижного состава;
наводнениями и затоплением территорий, объектов транспортного комплекса;
химическим заражением территорий;