МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 августа 2005 года N 225


Об утверждении Временных правил нормативно-правового регулирования
и законопроектной деятельности Министерства образования и науки
Российской Федерации
и Методических правил по разработке
и оформлению законопроектов и сопутствующих документов
в Министерстве образования и науки Российской Федерации

(с изменениями на 1 сентября 2005 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобрнауки России от 1 сентября 2005 года N 235.

____________________________________________________________________



До утверждения Регламента Министерства образования и науки Российской Федерации в части внутренней организации

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Подпункт утратил силу - приказ Минобрнауки России от 1 сентября 2005 года N 235 - см. предыдущую редакцию;

1.2. Методические правила по разработке и оформлению законопроектов и сопутствующих документов в Министерстве образования и науки Российской Федерации (приложение N 2).

2. Департаментам Министерства принять Временные правила нормативно-правового регулирования и законопроектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и Методические правила по разработке и оформлению законопроектов и сопутствующих документов в Министерстве образования и науки Российской Федерации к руководству и исполнению.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.

Министр
А.Фурсенко

     

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минобрнауки России
от 9 августа 2005 года N 225



ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
нормативно-правового регулирования и законопроектной деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратили силу на основании

приказа Минобрнауки России от 1 сентября 2005 года N 235. -
См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________


Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минобрнауки России
от 9 августа 2005 года N 225

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
по разработке и оформлению законопроектов и сопутствующих документов
в Министерстве образования и науки Российской Федерации

     

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические правила содержат основные требования к разработке и оформлению законопроектов и сопутствующих документов в Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство) и являются обязательными для исполнения всеми работниками Министерства.

1.2. Работники Министерства несут персональную ответственность за соблюдение требований настоящих Методических правил.

1.3. Порядок работы с документами в рамках законопроектной деятельности Министерства помимо настоящих Методических правил определяется Временными правилами нормативно-правового регулирования и законопроектной деятельности Министерства и Инструкцией по делопроизводству в Министерстве.

II. Разработка концепции законопроекта и проекта
технического задания на разработку законопроекта

2.1. Разработка концепции законопроекта является одним из основных этапов законопроектной работы.

К разработке концепции законопроекта должны привлекаться высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми знаниями законодательства Российской Федерации, практикой его применения.

2.2. В зависимости от сложности законопроекта, объема предполагаемого регулирования общественных отношений разработка концепции может осуществляться Министерством самостоятельно, а также с привлечением научно-исследовательских и иных организаций.

2.3. При разработке концепции законопроекта необходимо изучить, обобщить и проанализировать экономическую, социологическую, статистическую информацию, провести необходимые расчеты, учесть зарубежный опыт.

Следует тщательно проанализировать законодательство Российской Федерации в данной области правового регулирования, уяснить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), определить пробелы в законодательстве, устаревшие предписания либо наличие множественности актов, регулирующих сходные правоотношения.

2.4. Изложение аргументов, свидетельствующих о необходимости принятия закона, должно быть конкретным, обстоятельно устанавливающим связь негативных явлений и процессов с недостаточно совершенным законодательством Российской Федерации.

2.5. В концепции законопроекта должны быть определены:

основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;

место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;

общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов. При этом указываются пробелы и противоречия в законодательстве Российской Федерации, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований;

социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

2.6. Проект технического задания на разработку законопроекта (далее - техническое задание) должен содержать следующие разделы:

а) основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование;

б) заказчик и разработчики законопроекта;

в) перечень документов, подлежащих разработке;

г) примерная структура законопроекта;

д) виды, этапы и сроки работы;

е) порядок финансирования и смета расходов (при заключении заказчиком договора на разработку законопроекта);

ж) порядок приемки работы.

2.6.1. В разделе "Основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование" указывается полное наименование документа, на основании которого разрабатывается законопроект, форма разрабатываемого законопроекта, его вид, а также рабочее наименование.

2.6.2. В разделе "Заказчик и разработчики законопроекта" указываются полное наименование заказчика и разработчиков, их место нахождения, банковские реквизиты. В случае проведения конкурса среди разработчиков законопроекта в разделе указываются только основные требования к разработчику: наличие соответствующей квалификации, опыта работы в определенной сфере и т.п.

Заказчиком является, как правило, Министерство. По законопроектам, имеющим особо важное значение, заказчиком может выступать Правительство Российской Федерации.

2.6.3. В разделе "Перечень документов, подлежащих разработке" указываются подлежащие разработке документы: законопроект или пакет законопроектов; проекты или основное содержание иных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации федерального закона; перечень нормативных правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с будущим законом; пояснительная записка; финансово-экономическое обоснование; расчеты социально-экономических последствий принятия федерального закона, другие необходимые документы.

2.6.4. В разделе "Примерная структура законопроекта" определяется порядок расположения составных частей (разделов, глав) законопроекта. Структура законопроекта должна обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования.

2.6.5. В разделе "Виды, этапы и сроки работы" определяются этапы, сроки и содержание работ, выполняемых в процессе подготовки законопроекта, с указанием работ, подлежащих приемке заказчиком, которая проводится в том же порядке, что и приемка разработанного законопроекта. В качестве этапов разработки законопроекта могут рассматриваться подготовка концепции законопроекта, разработка его отдельных глав (разделов), доработка законопроекта с учетом высказанных замечаний и т.п.

2.6.6. В разделе "Порядок финансирования и смета расходов" определяются источники и порядок финансирования разработки законопроекта, в случае если разработка законопроекта проводится на договорной (контрактной) основе, приводится смета расходов с распределением по источникам финансирования.

2.6.7. В разделе "Порядок приемки работы" устанавливаются порядок предварительного согласования и требования к приемке законопроекта, определяется ответственный за его приемку.

2.7. Концепция законопроекта и проект технического задания направляются для согласования в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

После согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации концепция законопроекта и проект технического задания направляются для проведения правовой экспертизы в Министерство юстиции Российской Федерации.

После получения правового заключения Министерства юстиции Российской Федерации концепция законопроекта и проект технического задания направляются на утверждение в Правительство Российской Федерации.

III. Требования к подготовке текста законопроекта

3.1. Структура законопроекта должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования.

3.2. Наименование законопроекта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным.

3.3. Определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в законопроекте, целесообразно размещать в начале текста законопроекта.

3.4. Нормативное содержание законопроекта, в зависимости от предмета правового регулирования, объема, формы законопроекта, должно конструироваться в следующей последовательности:

общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений законопроекта Конституции Российской Федерации, действующему федеральному законодательству и др.);

определение используемых понятий (если они не определены уже в действующем законодательстве);

изложение конкретных правовых нормативов по регулируемому вопросу;

определение санкций за нарушение установленных правовых нормативов;

переходные и заключительные положения;

вступление закона в силу (отдельной статьей).

3.5. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования. Следует правильно использовать официально установленные наименования, общеизвестные термины, не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией. Использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.) не допускается. В текст законопроекта не следует включать положения ненормативного характера и бланкетные нормы.

3.6. Законопроекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений, могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия закона.

Преамбула:

не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делиться на статьи;

не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

не содержит легальные дефиниции;

не формулирует предмет регулирования законопроекта;

не нумеруется.

Преамбула предваряет текст законопроекта. Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

3.7. Законопроекты делятся на структурные единицы. Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

раздел;

глава;

статья.

Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

3.8. Часть законопроекта обозначается словами "ЧАСТЬ ПЕРВАЯ; ЧАСТЬ ВТОРАЯ" и может иметь наименование. В проектах кодексов могут выделяться общая часть, содержащая положения общенормативного значения, и особенная часть, содержащая конкретные нормативные предписания.

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»