Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ

 от 2 октября 2009 года N 292

Об утверждении Временного регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов



В целях совершенствования организации планирования деятельности Росприроднадзора по обеспечению государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды (далее - контрольно-надзорная деятельность)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Временный регламент организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов (далее - Временный регламент).

2. Заместителям руководителя, начальникам структурных подразделений и руководителям территориальных органов Росприроднадзора принять Временный регламент к руководству и исполнению.

3. Начальникам структурных подразделений Росприроднадзора оказывать территориальным органам методическое руководство при осуществлении планирования контрольно-надзорной деятельности.

4. Управлению экономики и финансов (Абдуллаев Н.А.) обеспечить:

сбор, свод и корректировку проектов планов контрольно-надзорной деятельности территориальных органов и центрального аппарата Росприроднадзора в порядке, установленном Временным регламентом;

направление утвержденных планов в территориальные органы Росприроднадзора для исполнения.

5. Признать утратившим силу приказ Росприроднадзора от 06.08.2008 N 313.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
В.В.Кириллов

     

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования
от 2 октября 2009 года N 292

     

ВРЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ
организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов

     

I. Общие положения


Регламентация планирования контрольно-надзорной деятельности обусловлена основной задачей Росприроднадзора - обеспечение комплексного государственного контроля за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды.

Временный Регламент организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов (далее - Регламент) разработан в целях методического обеспечения планирования деятельности Росприроднадзора по государственному контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также обеспечения современных методов оценки эффективности и результативности бюджетных расходов на контрольно-надзорную деятельность Росприроднадзора в соответствии с основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации, определенными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008-2010 годах", и Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту - Положение).

Данный документ не регламентирует планирование ведомственного контроля за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций, осуществляемого Росприроднадзором во исполнение пункта 6.4 Положения.

Настоящий Регламент устанавливает единые подходы к планированию контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон 294-ФЗ).

II. Основные задачи и принципы планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов

1. Основными принципами организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов являются:

1.1. скоординированность и комплексность действий с иными контрольными органами;

1.2. планирование территориальными органами Росприроднадзора контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых в соответствии с полномочиями, определенными п.5.1 Положения;

1.3. непрерывность осуществления контроля и надзора;

1.4. неотвратимость наказания виновников, допустивших нарушения;

1.5. обязательное расследование инцидентов, связанных с нарушениями, с последующим их анализом, разработкой соответствующих мер и корректировкой, при необходимости, нормативных и технических документов;

1.6. гласность результатов проводимых проверок с сохранением государственной и служебной тайны, а также коммерческой тайны проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;

1.7. единая методология проведения контроля, общая информационная база, обеспечивающая доступ к информации, не представляющей государственную тайну;

1.8. результативность и экономичность запланированных контрольно-надзорных мероприятий (обоснованность затрат на выездные контрольно-надзорные мероприятия и соответствие затрат результатам контрольно-надзорной деятельности);

1.9. годовое планирование путем составления ежегодных планов контрольно-надзорной деятельности (планов проведения проверок);

1.10. ежегодная инвентаризация подконтрольных объектов, ведение и регулярное обновление базы данных подконтрольных объектов по итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий.

2. Для целей Регламента используются следующие понятия:

2.1. Подконтрольный объект - хозяйствующий субъект (индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, физические лица, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им в соответствии с федеральными законами полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды в части, относящейся к компетенции Росприроднадзора), использующий в хозяйственной и иной деятельности объекты, связанные с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду.

2.2. Объекты контроля - объекты хозяйственной и иной деятельности подконтрольного объекта, используемые им и связанные с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду (находящиеся в собственности или в пользовании на основании договора, лицензии, разрешения, иного документа, а также арендуемые объекты). Это может быть:

2.2.1. земельный участок различных категорий в соответствии с кадастровым планом, используемый подконтрольным объектом;

2.2.2. участок недр, содержащий месторождение полезных ископаемых, на который выдана лицензия на пользование недрами с целью геологического изучения, поиска, разведки и добычи полезных ископаемых с указанием номера лицензии, наименование участка и вида полезного ископаемого;

2.2.3. участок недр, используемый для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, с указанием номера лицензии;

2.2.4. водный объект, подлежащий федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, в пределах (границах) которой предполагается осуществлять водопользование;

2.2.5. объекты негативного воздействия на окружающую среду, включая источники загрязнения атмосферного воздуха (технологические установки, агрегаты, машины и т.д.);

2.2.6. объекты размещения отходов I-V класса опасности; объекты, связанные с обезвреживанием и переработкой опасных отходов I-V класса опасности;

2.2.7. искусственные острова, сооружения и установки во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации;

2.2.8. подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи, другие линейные объекты, подводные коммуникации и иные объекты во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации;

2.2.9. иные объекты недвижимости, расположенные в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения, включая объекты, используемые водопользователями в целях забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования акватории водных объектов (в том числе для рекреационных целей);

2.2.10. суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства;

2.2.11. дороги противопожарного назначения для обеспечения противопожарной безопасности, посадочные площадки для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, просеки, противопожарные разрывы (проверяемые при осуществлении пожарного надзора в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения);

2.2.12. участки территорий и иные объекты, подлежащие рекультивации;

2.2.13. иные объекты.

2.3. Контрольно-надзорная деятельность - совокупность действий должностных лиц Росприроднадзора, связанных с организацией и проведением проверок подконтрольных объектов на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды в рамках компетенции Росприроднадзора.

2.4. План контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов - ежегодный план проведения плановых проверок, формируемый в соответствии со статьей 9 Закона 294-ФЗ (далее - план, планы).

3. Территориальные органы Росприроднадзора (далее - ТО) в лице управлений Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации (далее - управления) и департаментов Росприроднадзора по федеральным округам (далее - ДФО) осуществляют планирование контрольно-надзорной деятельности в соответствии с полномочиями Росприроднадзора.

4. При формировании планов необходимо учитывать следующие особенности:

4.1. В случае, если хозяйствующий субъект использует в хозяйственной и иной деятельности более одного объекта, связанного с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду, и указанные объекты расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации в пределах одного федерального округа, планирование контрольно-надзорной деятельности осуществляется ДФО и (или) центральным аппаратом Росприроднадзора.

В случае, если указанные объекты, связанные с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду, расположены на территории более одного федерального округа, предложения о включении такого контрольно-надзорного мероприятия в план представляются ДФО в центральный аппарат Росприроднадзора для принятия решения о включении его в план центрального аппарата Росприроднадзора.

4.2. В случае, если хозяйствующий субъект имеет филиалы (представительства), расположенные на территории нескольких субъектов Российской Федерации в пределах одного федерального округа, включение в план таких подконтрольных объектов осуществляется ДФО и (или) центральным аппаратом Росприроднадзора.

В случае, если хозяйствующий субъект имеет филиалы (представительства), расположенные на территории более одного федерального округа, предложения о включении такого контрольно-надзорного мероприятия в план представляются ДФО в центральный аппарат Росприроднадзора для принятия решения о включении его в план центрального аппарата Росприроднадзора.

4.3. В случае, если хозяйствующий субъект является членом саморегулируемой организации, контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с частью 10 статьи 9 Закона 294-ФЗ.

5. ДФО осуществляет планирование контрольно-надзорной деятельности по всем видам контроля и надзора в отношении любого из подконтрольных объектов, включенных в планы управлений, расположенных в соответствующем федеральном округе, путем планирования непосредственного участия в проводимой управлением проверке с включением их в проект плана ДФО, а также в случаях, указанных в пункте 4 раздела II настоящего Регламента.

При рассмотрении проектов планов управлений, до их утверждения, ДФО может включить в планы управлений контрольно-надзорные мероприятия в отношении любых подконтрольных объектов, в том числе в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Центральный аппарат Росприроднадзора осуществляет планирование контрольно-надзорной деятельности по всем видам контроля и надзора в отношении любого из подконтрольных объектов, включенных в планы ТО путем планирования непосредственного участия в проводимых ими проверках, в том числе в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Центральный аппарат Росприроднадзора может включать в план проведение контрольных проверок в отношении подконтрольных объектов, не включенных в планы ТО, а также контрольно-надзорных мероприятий в случаях, указанных в пункте 4 настоящего Регламента.

В ходе подготовки проектов планов ТО центральный аппарат Росприроднадзора может включить в планы соответствующих ТО контрольно-надзорные мероприятия в отношении любых подконтрольных объектов, в том числе в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. В целях регламентации осуществления контрольно-надзорной деятельности:

7.1. руководитель Росприроднадзора утверждает планы центрального аппарата Росприроднадзора (далее - план ЦА) и планы ДФО и управлений;

7.2. руководитель ДФО согласовывает планы управлений, расположенных в соответствующем федеральном округе.

8. При планировании контрольно-надзорной деятельности должно обеспечиваться соблюдение требований Закона 294-ФЗ в части проведения плановых проверок не чаще, чем один раз в три года.

9. В целях планирования осуществляется выбор приоритетных подконтрольных объектов на плановый период (год).

Выбор следует делать по результатам анализа контрольно-надзорных мероприятий, осуществленных в текущем году (предшествующем планируемому).

Кроме того, в ходе планирования контрольно-надзорной деятельности целесообразно учитывать экономическую значимость каждого планируемого к проверке подконтрольного объекта для экономики субъекта Российской Федерации, в том числе с точки зрения характера и объемов используемых им природных ресурсов, воздействия его на окружающую среду и степени обеспечения им требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

10. При подготовке проектов планов на следующий плановый период следует учитывать результаты прошлых лет в части соотношений плановых и внеплановых проверок.

11. Критерии приоритетности выбора подконтрольных объектов для контрольно-надзорных мероприятий должны исходить в первую очередь из характера природопользования и степени их воздействия на окружающую среду.

11.1. При выборе приоритетных объектов для включения в план необходимо учитывать ограничения, предусмотренные частью 8 статьи 9 Закона 294-ФЗ, а именно:

истечение трех лет со дня:

11.1.1. окончания проведения последней плановой проверки, проведенной в отношении подконтрольного объекта;

11.1.2. государственной регистрации подконтрольного объекта.

11.2. При выборе приоритетных объектов для включения в план следует руководствоваться следующими общими критериями:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»