Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 4 мая 2011 года N 930

Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами

____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа ФТС России от 10 октября 2011 года N 2088
____________________________________________________________________


В целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, упорядочения действий должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами (далее - Инструкция).

2. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, в регионах деятельности которых находятся морские и речные порты, открытые для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, обеспечить:

1) доведение Инструкции до подчиненных должностных лиц и организацию ее изучения и применения;

2) внесение изменений в положения об отделах, должностные инструкции (регламенты) должностных лиц таможенных органов, функции и обязанности которых изменяются в соответствии с Инструкцией, в течение месяца со дня подписания настоящего приказа.

3. Главному управлению информационных технологий (А.Е.Шашаев), ГНИВЦ ФТС России (В.В.Паджев) до 31.12.2011 доработать необходимые информационные программные средства ЕАИС таможенных органов в соответствии с требованиями Инструкции.

4. Признать утратившими силу:

1) приказ ФТС России от 2 декабря 2005 года N 1132 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, и товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами";

2) приказ ФТС России от 23 октября 2006 года N 1038 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 2 декабря 2005 года N 1132 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, и товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами".

5. Признать утратившим силу подпункт 5 подпункта "а" пункта 1 приказа ФТС России от 14 января 2010 года N 23 "О внесении изменений в некоторые правовые акты ФТС России".

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О.Шохина.

Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

     

Приложение
к приказу ФТС России
от 4 мая 2011 года N 930

     
Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами

     

     

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами (далее - Инструкция) (далее - суда), определяет порядок действий должностных лиц таможенного органа, в регионе деятельности которого находится морской (речной) порт (далее - таможенный орган) (далее - порт), в должностные обязанности которых входят функции совершения таможенных операций при прибытии (убытии) судов на (с) таможенную(ой) территорию(и) Таможенного союза и проведения таможенного контроля судов и перевозимых ими товаров и транспортных средств, приема, оформления и учета документов, необходимых для таможенных целей.

2. Инструкция разработана в соответствии с Конвенцией по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 9 апреля 1965 года), Таможенным кодексом Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст.2796) (далее - Кодекс), Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 45, ст.4377; N 15, ст.1519; 2005, N 52 (1 ч.), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557; N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30; N 29, ст.3625; 2010, N 27, ст.3425; N 48, ст.6246), Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252), Типовой схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 22 декабря 2009 года N 247 (зарегистрирован Минюстом России 12.02.2010, рег. N 16401) в редакции приказа Минтранса России от 3 ноября 2010 года N 239 (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2011, рег. N 19817) (далее - Типовая схема).

Инструкция определяет особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении судов, а также товаров и транспортных средств, перевозимых судами в местах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (далее -таможенная граница).

3. Таможенные операции совершаются и таможенный контроль проводится в отношении судов, а также товаров и транспортных средств, перевозимых судами в местах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, расположенных в морских (речных) портах (далее - порты), а также в зонах таможенного контроля (ЗТК), создаваемых на территориях и (или) акваториях морских или речных портов, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения таможенным органом.

4. Таможенные операции, связанные с прибытием (убытием) судов, совершаются и таможенный контроль судов производится при прибытии (приходе)/убытии (отходе) судов на (с) таможенную(ой) территорию(и) Таможенного союза (далее - прибытие/убытие судов) в портах как у причала, так и на рейдах, включенных в пределы пункта пропуска.

5. Решение о возможности совершения таможенных операций прибытия/убытия, а также проведения таможенного контроля судов на внешнем рейде принимается в исключительных случаях начальником таможенного органа или должностным лицом, им уполномоченным, по заявлению перевозчика, согласованному с органом пограничного контроля в соответствии с Технологической схемой пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждаемой администрацией порта и заинтересованными государственными контрольными органами, расположенными в пункте пропуска, разработанной на основе Типовой схемы (далее - Технологическая схема).

6. При прибытии судна выгрузка товаров, транспортных средств, высадка с судна пассажиров, водителей транспортных средств и других сопровождающих транспортные средства (товары) лиц, а также допуск на судно работников порта, обеспечивающих совершение грузовых операций, осуществляется в соответствии с Технологической схемой.

7. При убытии судна погрузка товаров, транспортных средств, посадка на судно пассажиров, водителей транспортных средств и других сопровождающих транспортные средства (товары) лиц с судна, а также пребывание на судне работников порта, обеспечивающих совершение грузовых операций, осуществляется в соответствии с Технологической схемой.

8. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка), спуск на воду катеров и шлюпок с судна, причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, допускается по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля в соответствии с Технологической схемой.

9. Требования, изложенные в пункте 7 Инструкции, могут не соблюдаться при обстоятельствах непреодолимой силы (авария, стихийные бедствия), а также при угрозе безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и иных обстоятельствах, требующих немедленного производства таких операций. В этих случаях осуществляется уведомление таможенного органа и органа пограничного контроля незамедлительно после начала совершения указанных операций в соответствии с Технологической схемой.

10. Доставка должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции прибытия/убытия и проводящих таможенный контроль, на судно и обратно, осуществляется в соответствии с Технологической схемой.

11. Должностные лица таможенных органов, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями (должностными регламентами) входят конкретные функции, права и обязанности по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания (далее - уполномоченные должностные лица) могут в любое время суток подниматься на борт судна, находящегося под таможенным контролем, для выполнения служебных обязанностей, в порядке, предусмотренным Кодексом и Инструкцией.

12. Продолжительность стоянки судов, исходя из времени, необходимого для проведения таможенных операций, исчисляется с момента предъявления таможенному органу документов и сведений, предусмотренных Кодексом.

13. По решению начальника таможенного органа, либо лица, им уполномоченного, время совершения таможенных операций прибытия/убытия и проведения таможенного контроля судна может быть продлено в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы и иных случаев, не зависящих от действий должностных лиц таможенных органов.

14. Капитан судна, судовладелец, либо лицо, действующее по его поручению (далее - перевозчик) вправе представить таможенному органу предварительную информацию о судах, а также товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами (далее - предварительная информация), до их фактического прибытия на таможенную территорию. В случаях, предусмотренных законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, перевозчик обязан представить предварительную информацию (пункт 2 статьи 158 Кодекса).

Перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов (пункт 3 статьи 158 Кодекса).

15. Получение и использование таможенным органом предварительной информации в отношении прибывающих судов и перемещаемых ими товаров при представлении перевозчиком документов и сведений в виде электронных документов производится с учетом особенностей, указанных в главе IX Инструкции.

II. Действия уполномоченных должностных лиц при прибытии судов, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых этими судами, на таможенную территорию Таможенного союза

16. В таможенный орган поступает из администрации порта предварительная заявка перевозчика на прибытие судна, а также уведомление о времени прибытия судна и месте его стоянки (далее - уведомление о прибытии судна). Способы и время передачи предварительной заявки и уведомления приводятся в Технологической схеме.

Уполномоченное должностное лицо вносит сведения, указанные в уведомлении о прибытии, в журнал уведомлений о прибытии судов с использованием штатных программных средств (приложение N 1 к Инструкции).

В случае заблаговременного получения таможенным органом предварительной информации в электронной форме от перевозчика должностное лицо таможенного органа осуществляет проведение операций в соответствии с положениями главы IХ Инструкции.

17. При прибытии судна на таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория) перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию путем представления документов и сведений, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 Кодекса, в количестве двух комплектов, за исключением декларации о грузе и транспортных (перевозочных) документов, которые представляются в трех экземплярах.

18. Уполномоченное должностное лицо фиксирует в журнале учета прибытия судов загранплавания с использованием штатных программных средств (приложение N 2 к Инструкции) факт прихода судна.

В случае представления при прибытии перевозчиком уникального идентификационного номера предварительных сведений уполномоченное должностное лицо с использованием штатных программных средств, эксплуатирующихся в пункте пропуска, формирует по представленному номеру запрос в ГНИВЦ ФТС России и в случае получения запрашиваемой предварительной информации из ЦБД ЕАИС таможенных органов осуществляет на ее основе заполнение журнала учета прибытия судов загранплавания.

19. Начальник таможенного органа, либо уполномоченное им должностное лицо, на основании представленных документов и сведений определяет объекты и формы проведения таможенного контроля, порядок проведения таможенного контроля, а также места совершения таможенных операций в отношении прибывающего судна и перевозимых им товаров, в т.ч. в месте нахождения таможенного органа, без направления уполномоченных должностных лиц на борт судна (далее - документальный контроль), используя систему управления рисками.

20. Решение о проведении документального контроля принимается начальником таможенного органа (лицом, им уполномоченным) при соблюдении следующих условий:

документы, предусмотренные Кодексом, поданы перевозчиком;

отсутствует необходимость применения мер по минимизации рисков, установленных в рамках системы управления рисками (если профилем риска не предусмотрено применение мер по минимизации рисков в отношении судна, а также товаров, перемещаемых на судне, непосредственно на борту судна, то такие меры применяются при разгрузке товаров);

на борту судна отсутствуют табачные изделия и алкогольные напитки (за исключением тех, которые будут потребляться на судне во время его стоянки в порту, а также находящихся в помещениях под обеспечением капитана судна), оружие, патроны к нему, боеприпасы, их части и принадлежности, взрывчатые вещества и взрывные устройства (далее - оружие и боеприпасы), лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, номенклатура которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - лекарственные средства) (за исключением находящихся в аптечке первой помощи);

на борту судна отсутствуют товары, предназначенные для выгрузки в другом порту, кроме товаров, следующих в контейнерах под пломбами грузоотправителя;

имеется информация об отсутствии намерений пассажиров и членов экипажа покидать борт судна во время стоянки судна в порту, либо если имеются места, специально установленные для целей таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых пассажирами и членами экипажа судов.

21. Начальник таможенного органа либо уполномоченное должностное лицо уведомляет о месте совершения таможенных операций в отношении судна и перемещаемых на нем товаров и транспортных средств администрацию порта. Способ такого уведомления приводится в Технологической схеме.

22. При принятии решения о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля на борту судна либо осуществления документального контроля начальник таможенного органа либо уполномоченное должностное лицо:

оформляет решение в виде распорядительной резолюции на уведомлении о прибытии судна;

принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств в случае, если необходимость проведения таможенного досмотра установлена профилями рисков, либо применяет меры минимизации рисков (без специального указания в профиле рисков), в соответствии с правовым актом ФТС России, устанавливающим технологию применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации;

в случае несоблюдении условий, указанных в пункте 20 Инструкции, назначает уполномоченных должностных лиц для совершения таможенных операций на борту судна и определяет порядок работы указанных должностных лиц.

23. Начальник таможенного органа или уполномоченное должностное лицо разрешает разгрузку товаров и/или выгрузку транспортных средств международной перевозки, находящихся на судах в место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории порта, а также допуск на судно работников порта, обеспечивающих выполнение грузовых операций, до окончания совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля судна, если перевозчиком представлены все необходимые для проверки судна и товаров документы и сведения, а также отсутствуют признаки нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Разрешение на разгрузку оформляется путем проставления в декларации о грузе (судовом манифесте) отметки "Груз таможенный. Выгрузка разрешена", с указанием "За исключением товаров, перемещаемых по транспортным (перевозочным) документам NN ____ (в случае выявления товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, а также товаров, ограниченных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, на которые перевозчиком не представлены необходимые разрешительные документы); в транспортном (перевозочном) документе в виде отметки "Груз таможенный. Выгрузка разрешена".

Начальник таможенного органа или уполномоченное должностное лицо вправе запретить разгрузку товаров и/или выгрузку транспортных средств международной перевозки, находящихся на судах, в отношении которых не представлены все необходимые для проверки товаров документы и сведения, а также имеют место признаки нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, путем проставления в декларации о грузе и соответствующем транспортном (перевозочном) документе (документах) отметок "Ввоз запрещен" (в отношении запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза товаров).

24. В случае невозможности вывоза товаров и транспортных средств, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары и транспортные средства подлежат задержанию и с ними производятся действия в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает на транспортном (перевозочном) документе запись "Товар (транспортное средство) помещается в ЗТК (на СВХ) и подлежит обратному вывозу до ДД.ММ.ГГГГ" и проставляет штамп "Выпуск запрещен", которые заверяет подписью, оттиском личной номерной печати (ЛНП) с проставлением времени и даты.

В случае задержания товаров, транспортных средств и документов на них уполномоченным должностным лицом таможенного органа составляется протокол по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов".

25. Таможенный орган по окончании разгрузки товаров и транспортных средств в ЗТК принимает от транспортной организации, осуществляющей эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров (далее - оператор морского терминала) документы, подтверждающие факт размещения товаров и транспортных средств в ЗТК (генеральный акт либо иные стандартные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота) либо помещения товаров на временное хранение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»