ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

ПИСЬМО

от 5 мая 2000 года N ЛЧ-1938/12

О дополненной редакции разъяснений по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации



Правительство Российской Федерации постановлением от 12.02.99 N 167 утвердило "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" и установило, что разъяснения по применению указанных Правил дает Госстрой России.

Письмом Госстроя России от 14.10.99 N ЛЧ-3555/12 в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления жилищно-коммунального хозяйства, организаций водопроводно-канализационного хозяйства были направлены "Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" по соответствующим пунктам Правил, вызвавших наибольшее количество вопросов как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и других организаций и ведомств.

В связи с дальнейшим поступлением вопросов по другим пунктам Правил Госстроем России подготовлена дополненная редакция N 1 указанных "Разъяснений..." с использованием действующих в настоящее время законодательных и других нормативных актов и документов.

В связи с изложенным, Госстрой России направляет Разъяснения (редакция дополненная N 1) для руководства и использования в деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства как методическое пособие при решении спорных вопросов о применении соответствующих положений указанных Правил.


Заместитель Председателя
Л.Н.Чернышов

     

Разъяснения
о применении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации



Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила), в связи с чем приказом Госстроя России от 19.02.99 N 36 принято к руководству и исполнению указанное постановление и отменен приказ Минстроя России от 11.08.95 N 17-94.

Приказ Госстроя России от 19.02.99 N 36 зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный N 1735.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации в установленном порядке согласованы с Минфином России, Минюстом России, Минздравом России, МАП России, МВД России. В них учтены также предложения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Правила приведены в соответствие с законодательными и нормативными актами, принятыми после 1995 года (II часть Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" и др.).

В Правилах определен вид договора, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организации ВКХ) на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, а также его существенные условия.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, Госстрою России дано право давать разъяснения о применении настоящих Правил. В связи с этим Госстроем России были подготовлены Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Разъяснения) (письмо Госстроя России от 14.10.99 N ЛЧ-3555/12), которые были составлены по соответствующим пунктам Правил, вызвавших наибольшее количество вопросов как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и абонентов.

В разработке Разъяснений приняли участие: Управление жилищно-коммунального комплекса Госстроя России (Н.Н.Жуков, В.М.Хромов, А.И.Хрупов, Н.П.Каспарова, Н.В.Савина, Н.П.Климова); Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (Ю.И.Нефедов, А.В.Светлополянский, Е.Ф.Вахрушев, Н.Г.Зернова, Е.М.Абросимова).

В связи с дополнительными вопросами, возникшими как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и других организаций и ведомств, Госстроем России продолжается работа по разъяснению применения Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.

В настоящей редакции дополненные разъяснения даны к пунктам: 1, 2, 11, 48, 57, 65, 68, 70, 73, 76, 79, 83 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.

В разработке дополненной редакции Разъяснений принимали участие: Управление жилищно-коммунальным комплексом Госстроя России (Н.Н.Жуков, А.И.Хрупов, Н.В.Савина); Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (А.В.Светлополянский, Е.Ф.Вахрушев).

Раздел 1. Общие положения


Пункт 1, абзац 2 "Абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод."

К абонентам не относятся организации водопроводно-канализационного хозяйства различных городов и населенных пунктов, осуществляющих через присоединенную сеть транспортирование питьевой воды (сточных вод). Организации водопроводно-канализационного хозяйства этих городов рассматриваются как равноправные стороны, отношения между ними регулируются соглашением между муниципальными образованиями и строятся в соответствии с договором и настоящими Правилами.

Взаимоотношения между организациями, эксплуатирующими системы водоснабжения и канализации городов и иных поселений, включая ведомственные, расположенными в одном муниципальном образовании, регулируются на основании договоров между ними, условия которых определяются органами местного самоуправления и в соответствии с настоящими Правилами.

Пункт 1, абзац 33. Сверхнормативный сброс сточных вод - сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему и составу.

Указанное понятие введено в Правила в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов". Этим постановлением предусматриваются меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе ущерб за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации определять порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с учетом освоения абонентами средств на проведение мероприятий по уменьшению указанного сброса.

Поэтому плата взимается с абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства как за превышение объемных показателей, так и за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ. Если превышен только объемный показатель, то сброс считается сверхнормативный по этому показателю, если превышен норматив по составу, то сброс считается сверхнормативный по составу.

Пункт 2. Настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Правила регулируют также отношения между абонентами и организациями и предприятиями любых форм собственности, деятельность которых связаны с отпуском питьевой воды и приемом сточных вод от населения.

Пункт 3. Настоящие Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1099 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 26, ст.2795; 1995, N 10, ст.894; 1997, N 42, ст.4788).

Правила не регулируют отношения, связанные с отпуском питьевой воды и приемом сточных вод, с физическими лицами - гражданами, проживающими как в многоэтажном жилом фонде, так и в индивидуальных домовладениях, имеющих присоединенную сеть к централизованным системам коммунального водоснабжения и (или) канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Взаимоотношения между организациями ВКХ и физическими лицами строятся в соответствии с Порядком, устанавливаемым органами местного самоуправления, в котором могут быть использованы соответствующие позиции настоящих Правил и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" только в той их части, которая не противоречит действующему законодательству.

В настоящее время Госстроем России перерабатываются Правила предоставления коммунальных услуг. В них будут проработаны основные вопросы взаимоотношений с физическими лицами с использованием требований настоящих Правил.

Раздел II. Договорные отношения между организацией ВКХ и абонентами


Пункт 11. Отпуск (получение питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426.539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Учитывая непрерывный цикл производства, транспортировки и реализации продукции (услуг) коммунальных водопроводно-канализационных организаций, а также то, что забор, очистка и передача абонентам питьевой воды, очистка и сброс в водоем сточных вод являются звеньями единого технологического процесса, деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства по забору, очистке воды, передаче и продаже ее абонентам, а также по приему, очистке и сбросу в водоем сточных вод следует рассматривать как деятельность, связанную с куплей и продажей. В соответствии с этим, к отношениям с абонентами применяются положения параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пункт 13. В договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, при этом предусматриваются следующие существенные условия...".

Договорные отношения между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентами являются важнейшими правовыми обязательствами между участниками. В договоре, кроме существенных условий, перечисленных в Правилах, также могут быть определены и другие, не противоречащие гражданскому законодательству, условия (абзац 11), включая вопросы участия абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации.

Пункт 14. К договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводно-канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.

В Общих положениях Правил даны определения границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности.

Владелец несет ответственность за надлежащее содержание своих сооружений и сетей в пределах границы балансовой принадлежности.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства может взять на обслуживание внутриквартальные, внутридомовые сети и сооружения по отдельному договору с собственником жилья или организацией, управомоченной выступать от его имени. Однако юридические лица свободны в заключении подобного договора (ст.421 Гражданского кодекса РФ).

Эксплуатацию водопроводных или канализационных сетей и сооружений осуществляет организация, в чьей собственности или хозяйственном ведении они находятся независимо от мест их расположения, которые могут проходить по территории других предприятий или организаций.

Эксплуатацию каналов, коллекторов теплосетей и т.п., в которых размещены водопроводные сети организаций водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляет собственник этих каналов и коллекторов при долевом участии организаций водопроводно-канализационного хозяйства по отдельному договору.

Раздел III. Присоединение к системам коммунального водоснабжения и канализации


Пункт 19. Для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов (далее именуются - присоединяемые объекты) к системам водоснабжения и канализации, а также при выполнении водоохранных мероприятий абонент (заказчик) должен получить:

разрешение органов самоуправления, выдаваемое при наличии заключения организации водопроводно-канализационного хозяйства о технической возможности присоединения к системам водоснабжения и канализации;
     
     технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, на основании которых абонент (заказчик) разрабатывает проектную документацию в соответствии с нормативно-техническими документами. Абоненту (заказчику) может быть отказано, с обоснованием, в выдаче разрешения на присоединение к системам водоснабжения и канализации.


В соответствии с письмом Минстроя России от 14.11.96 N БЕ-19-30/12 "Об оплате услуг коммунальных и эксплуатационных служб по объектам жилищного и культурно-бытового назначения" выдача технических условий подлежит оплате и составляет 0,0104%, согласование проекта - 0,0042%, разрешение - 0,0020% от сметной стоимости строительства объекта. Также подлежит оплате и работа по участию в приемочных комиссиях, приравненная по размеру оплаты к выдаче технических условий.

Вышеуказанным письмом рекомендовано местным органам самоуправления разработать тарифы на эти работы.

В соответствии с абзацем 7 п.89 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право отказать в выдаче технических условий на присоединение к системам водоснабжения и (или) канализации при отсутствии технической возможности.

В этом случае заказчик может принять долевое участие в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации, что должно быть отражено в отдельном договоре.

Для абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства долевое участие в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации может быть отражено в договоре на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в соответствии с абзацем 11 п.13 Правил.

На основании п.2 статьи 32 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в развитии систем водоснабжения и канализации муниципального образования. С этой целью органы местного самоуправления устанавливают Порядок долевого участия заказчика и абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства может выдать разрешение на подключение субабонента только с согласия абонента и наличия технической возможности.

Пункт 23. Проект водоснабжения и водоотведения присоединяемых объектов должен соответствовать требованиям выданных технических условий.

Отступления от технических условий, необходимость которых выявлена в процессе проектирования, подлежат дополнительному согласованию с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Содержание проекта на устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и (или) канализации должно соответствовать СНиП II-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения и о составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".

Пункт 28. Акт о промывке водопроводных устройств и сооружений для присоединения составляется и подписывается представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства и заказчика (абонента). Этот акт содержит сведения о количестве питьевой воды, израсходованной на промывку и определяемой только средствами измерений.

Принимая во внимание, что работы по промывке водопроводных устройств и сооружений для присоединения к системе водоснабжения выполняются заказчиком (абонентом), то и установка средств измерений для определения количества воды, израсходованной на промывку, производится за счет средств заказчика (абонента).

Пункт 29. Работы по присоединению, промывке и дезинфекции водопроводных вводов и присоединению канализационных выпусков абонента могут выполняться организацией водопроводно-канализационного хозяйства по отдельному договору и оплачиваться заказчиком.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»