ПРИКАЗ
от 1 июля 2016 года N 1310
Об утверждении порядка проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела
(с изменениями на 21 декабря 2017 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФТС России от 6 февраля 2017 года N 180;
приказом ФТС России от 21 декабря 2017 года N 2060 (вступил в силу с 1 января 2018 года).
____________________________________________________________________
В целях обеспечения единообразного подхода при проведении таможенными органами ведомственного контроля и реализации полномочий, установленных статьей 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (далее - Порядок).
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен при проведении ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела руководствоваться Порядком.
3. Признать утратившими силу:
приказ ФТС России от 17 марта 2011 г. N 584 "Об утверждении Порядка регистрации и учета решений, вынесенных по результатам ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела";
приказ ФТС России от 6 июня 2012 г. N 1122 "Об утверждении Порядка организации и проведения ведомственного контроля решений таможен, принятых в отношении юридических лиц, включенных (подлежащих включению) в реестр владельцев складов временного хранения";
приказ ФТС России от 9 ноября 2015 г. N 2239 "Об утверждении Порядка проведения ведомственного контроля решений в области таможенного дела, принятых по результатам таможенной проверки подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов";
приказ ФТС России от 26 мая 2016 г. N 1025 "О внесении изменений в Порядок организации и проведения ведомственного контроля решений таможен, принятых в отношении юридических лиц, включенных (подлежащих включению) в реестр владельцев складов временного хранения, утвержденный приказом ФТС России от 6 июня 2012 г. N 1122";
распоряжение ФТС России от 30 марта 2011 г. N 53-р "О внесении изменений в распоряжение ФТС России от 4 февраля 2008 N 24-р";
распоряжение ФТС России от 20 июня 2011 г. N 104-р "О внесении изменений в распоряжение ФТС России от 4 февраля 2008 N 24-р";
распоряжение ФТС России от 11 сентября 2012 г. N 217-р "О внесении изменений в Порядок взаимодействия подразделений таможенных органов при организации, проведении ведомственного контроля и принятии по его результатам мер, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, утвержденный распоряжением ФТС России от 4 февраля 2008 N 24-р";
распоряжение ФТС России от 4 декабря 2012 г. N 335-р "О внесении изменений в Порядок взаимодействия подразделений таможенных органов при организации, проведении ведомственного контроля и принятии по его результатам мер, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, утвержденный распоряжением ФТС России от 4 февраля 2008 N 24-р".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России А.Б.Струкова.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.
Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов
Порядок проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела
(с изменениями на 21 декабря 2017 года)
I. Общие положения
1. Ведомственный контроль представляет собой деятельность таможенных органов, направленную на устранение нарушений требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, совершенных таможенными органами и (или) их должностными лицами при реализации ими задач и функций в области таможенного дела.
Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение, а также признать незаконным действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.
(Абзац дополнительно включен приказом ФТС России от 6 февраля 2017 года N 180)
2. Для целей настоящего Порядка применяются следующие термины и их определения:
1) объект ведомственного контроля - решение, действие (бездействие) таможенного органа (его должностного лица) в области таможенного дела;
2) субъект ведомственного контроля - должностное лицо вышестоящего таможенного органа, наделенное в установленном порядке полномочиями на вынесение от имени таможенного органа решения на основании статьи 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);
3) функциональные подразделения - подразделения ФТС России, региональных таможенных управлений (далее - РТУ) и таможен, на которые непосредственно возложены функции по принятию решений и совершению действий в области таможенного дела, а также функции по организации и контролю за соответствующей деятельностью таможенных органов, осуществляющие в соответствии с компетенцией ведомственный контроль решений, действий (бездействия) в области таможенного дела;
4) правовые подразделения - Правовое управление ФТС России, правовое подразделение РТУ, правовое подразделение таможни, осуществляющие функции по согласованию проектов решений и заключений, подготавливаемых по результатам ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, регистрации и учету поручений на проведение ведомственного контроля, решений и заключений по результатам ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, а также осуществляющие ведомственный контроль решений, действий (бездействия) в области таможенного дела в случаях, предусмотренных настоящим Порядком;
5) повод для проведения ведомственного контроля - обстоятельство, свидетельствующее о необходимости проведения проверки решения, действия (бездействия) в области таможенного дела;
6) решение по результатам ведомственного контроля - документ, подготавливаемый по результатам ведомственного контроля, которым отменяется (изменяется) не соответствующее требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или признается неправомерным действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа;
7) заключение по результатам ведомственного контроля - документ, подготавливаемый по результатам ведомственного контроля, которым фиксируется факт отсутствия оснований для признания решения, действия (бездействия) в области таможенного дела не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (неправомерным) либо наличия указанных оснований при одновременном наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка;
8) отмена решения - признание вышестоящим таможенным органом решения нижестоящего таможенного органа не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в полном объеме;
9) изменение решения - признание вышестоящим таможенным органом решения нижестоящего таможенного органа в какой-либо части не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и внесение в него поправки.
3. Основными задачами ведомственного контроля являются:
1) выявление и устранение нарушений требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, допущенных при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) в области таможенного дела;
2) восстановление прав и законных интересов государства и лиц, нарушенных вследствие принятия не соответствующих требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений или совершения неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела.
4. Примерный перечень решений в области таможенного дела, которые могут являться объектами ведомственного контроля, приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.
5. Ведомственный контроль может проводиться одновременно с таможенным контролем. При этом объектом таможенного контроля являются товары и транспортные средства, таможенные декларации, документы и сведения о товарах, деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу и оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур, лица, пересекающие таможенную границу. Объектом ведомственного контроля являются решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или должностных лиц таможенных органов, принятые и совершенные в области таможенного дела.
Недопустимо после вынесения таможенным органом решения на основании статьи 24 Федерального закона проводить таможенный контроль для установления факта незаконности принятого решения, неправомерности совершенного действия (бездействия) в области таможенного дела.
Таможенный орган на момент вынесения по результатам ведомственного контроля решения либо утверждения заключения должен располагать установленными, в том числе в рамках таможенного контроля, фактами - документами и сведениями, подтверждающими, что принятое нижестоящим таможенным органом решение, совершенное нижестоящим таможенным органом или нижестоящим должностным лицом таможенного органа действие (бездействие) не соответствует либо соответствует требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
6. Проведение ведомственного контроля осуществляется таможенными органами в связи с наличием поводов.
К поводам для проведения ведомственного контроля относятся:
1) исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения (иные документы) судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела;
2) жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в рассмотрении которых таможенным органом отказано в соответствии с пунктами 1, 2, 5 части 1 статьи 44 Федерального закона;
3) обращения граждан и организаций в таможенные органы;
4) обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов и органов прокуратуры, и др.;
5) поводы, возникающие в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов задач и функций в области таможенного дела, в том числе при:
проведении таможенного контроля и (или) реализации решений в области таможенного дела по результатам таможенных проверок;
проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;
производстве по уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
оказании государственных услуг ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
мониторинге и анализе баз данных и информационных ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, и др.
7. В ходе ведомственного контроля устанавливается:
1) соблюдение компетенции, то есть совокупности установленных прав и обязанностей (полномочий) на принятие решений и совершение действий (бездействия) при реализации таможенным органом или должностным лицом таможенного органа функций (обязанностей);
2) законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия);
3) соблюдение процедуры, то есть определенного правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле порядка и последовательности действий таможенных органов и их должностных лиц при принятии решений и совершении действий (бездействия).
8. Полномочиями на проведение ведомственного контроля обладают функциональные подразделения. Компетенция по проведению ведомственного контроля между функциональными подразделениями разграничивается в соответствии с кругом курируемых ими вопросов в области таможенного дела, за исключением подразделений таможенного контроля после выпуска товаров.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 6 февраля 2017 года N 180. - См. предыдущую редакцию)
9. Правовое управление ФТС России осуществляет методическое руководство, а также организацию, координацию и контроль проведения ведомственного контроля в ФТС России и иных таможенных органах. Методическое руководство и организация работы функциональных подразделений по проведению ведомственного контроля осуществляется также в РТУ правовыми подразделениями РТУ, в таможнях - правовыми подразделениями таможен.
10. При наличии повода функциональное подразделение проводит ведомственный контроль решения, действия (бездействия) в области таможенного дела на предмет соответствия требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
11. ФТС России в письме может поручить РТУ либо таможне, непосредственно подчиненной ФТС России, провести ведомственный контроль решения в области таможенного дела, принятого таможней (за исключением случаев направления поручения в таможню, непосредственно подчиненную ФТС России) или таможенным постом, подчиненными РТУ (таможне, непосредственно подчиненной ФТС России), и действия (бездействия) в области таможенного дела, совершенного должностным лицом РТУ, таможней (за исключением случаев направления поручения в таможню, непосредственно подчиненную ФТС России) или должностным лицом таможни, таможенным постом или должностным лицом таможенного поста, подчиненных РТУ (таможне, непосредственно подчиненной ФТС России).
РТУ в письме может поручить таможне провести ведомственный контроль решения в области таможенного дела, принятого таможенным постом, подчиненным таможне, и действия (бездействия) в области таможенного дела, совершенного должностным лицом таможни, таможенным постом или должностным лицом таможенного поста, подчиненного таможне.